02.09.2002
К старту готов. Внимание!

Все начинают свой бизнес примерно одинаково. И, как правило, совершают одни и те же первые ошибки. Российские юристы уже составили для себя перечень типичных промахов, допускаемых на старте нового бизнеса.
Большинство новых предпринимателей не занимаются регистрацией компании сами, а нанимают для этого посредников. Это стоит от полутора сотен долларов, зато не нужно стоять в очередях и вникать во множество деталей. Впрочем, если совсем устраниться от процесса, то можно нажить себе неприятности.

Обращаясь в юридическую фирму, которая предоставляет услуги по регистрации, предприниматель получает, как правило, набор типовых учредительных документов. Основной документ - устав - также представляет собой болванку, которая должна обрасти теми или иными подробностями. Вот здесь совершается очень распространенная ошибка. "Человек берет и под копирку переписывает типовой устав, а потом он не отражает действительного положения дел в организации, - говорит юрист Олег Шеврин. - При этом в устав нередко дописывают какие-то совершенно ненужные в таком документе вещи".
Например, учредители зачем-то вписывают в устав пункт о том, что компания имеет право перевозить грузы через границу. Но этот вид деятельности регулируется не уставом, а законодательством. "Некоторые учредители думают, что в устав нужно вписать как можно больше видов деятельности, - говорит Шеврин. - А смысла в этом нет. Тогда как важные вещи не вписываются".

Среди наиважнейших вещей, о которых часто забывают, - порядок распределения прибыли, порядок созыва собраний акционеров и учредителей и т. п. Бывает, что учредители компании находятся в разных городах и не имеют одинакового доступа к управлению. А в уставе не прописано, кто и как участвует в управлении, у кого какие права.

Однако, как подчеркивает управляющий партнер юридической фирмы I.S.T.Legal Анатолий Юшин, важно и не переусердствовать с подробностями. Плохо продуманные, но задокументированные, они могут вступить в противоречие с бизнесом. Одну из компаний учредили три человека - друзья-студенты. Они были очень дружны, видимо поэтому в уставе зафиксировали положение о том, что управленческие решения должны приниматься всеми учредителями единогласно. Через некоторое время между одним из учредителей и двумя его партнерами возник конфликт. Работа компании оказалась парализованной, так как без единогласного решения ничего нельзя было предпринять, даже нанять нового гендиректора.

Другая типичная ошибка, которую допускают предприниматели при регистрации, - это оформление прав на помещение. Речь идет о достаточно распространенной ситуации, когда один из учредителей обладает правами на вечное пользование помещением. В таком случае это помещение может быть внесено как его доля в уставный капитал компании. Но в нашей стране необходима регистрация и оплата права передачи нежилых помещений сроком свыше одного года. Если регистрации нет, то и доли в капитале нет. Подобные казусы с правами на помещение легко становятся разменной монетой в конфликтах между учредителями бизнеса.

Открывая первую компанию, предприниматель многое делает впервые, например первый раз подает в налоговые органы и документ под названием "Учетная политика компании", в котором расписаны корпоративные принципы ведения бухучета. Специалисты отмечают, что многие начинающие бизнесмены относятся к этому документу легкомысленно. К примеру, компания сама может выбирать форму уплаты НДС и должна указать ее в этом документе.
Можно платить НДС при отгрузке товара, а можно после его реализации, когда пришли деньги от покупателя. Одна торговая компания в начале своей деятельности записала невыгодный для себя метод уплаты. В результате, еще не получив денег от контрагента, она вынуждена была платить НДС. И изменить это положение дел удалось лишь через год, когда вместе с балансом она подала новую "Учетную политику компании" - этот документ сдают в налоговую ежегодно вместе с годовым балансом.

В начинающих компаниях очень часто возникают проблемы с условиями совершаемых сделок. Нередко причиной становится то, что предприниматель не позаботился о создании базы типовых договоров для работы с контрагентами. Если обращаться за помощью в юридические фирмы, то каждый типовой договор обойдется в сумму от $70 до $100.

Источник: Ведомости