03.09.2002
Наступление на уши регионов. В киевском радиобизнесе в последнее время четко прослеживается тенденция к созданию всеукраинских сетей вещания.

В киевском FМ-эфире вещают двадцать четыре радиостанции. Почти половину из них можно услышать не только в столице, но и в других городах страны. Сегодня наибольшей сателитной (вещающей через спутники) радиостанцией является «Наше Радио». Его позывные слышат 22 областных центра и более 328 городов Украины. Станция активно наращивает свою сеть: в следующем году, по словам координатора отдела развития регионов «Нашего Радио» Владимира Денисенко, станция планирует получить лицензию на вещание еще в четырех городах (Севастополе, Кременчуге, Николаеве и Тернополе).

На втором месте по охвату регионов стоит «Хит FМ», которое транслируется в 19 городах Украины. «Русским радио» тоже могут наслаждаться жители 19 городов нашей страны. Ретро-музыку от радиостанции «Мелодия» могут услышать четырнадцать населенных пункта.

На два города меньше покрыла сеть радио «Довіра» (она в ближайшее время планирует вещать и в Умани). «Гала-радио» и «Европа плюс» могут вещать на одиннадцать городов. Радио “Шансон” (106 FМ) приобщает к музыке взрослых жителей девяти мегаполисов, а его конкурент по формату и названию “Шансон” (101,9 FМ), как и «Радио Люкс», транслируется в семи населенных пунктах, и, по словам директора РА «Люкс» Марины Овдий, в ближайшее время станция планирует предложить себя еще Днепропетровску и Ужгороду.

По шесть городов имеют в своем распоряжении радиостанции «Авто FM» и «Kiss FM». Замыкает список «Просто радио», имея в своем активе три города. Помимо этого, как писала MarketingMix в прошлом номере, вещать в пяти городах Украины осенью этого года планирует радио «Эра».

Что нам стоит сеть построить?



По словам экспертов, создавать сети можно двумя путями. Путь первый предполагает получение радиостанцией лицензии на вещание в каждом отдельном городе, как это делает «Наше радио». Вторая дорога лежит через заключение договора на ретрансляцию эфирного продукта между киевской и региональной станцией – так поступает, например, «Шансон» (106 FМ). Правда, в последнем случае говорить о том, что эфир региональной станции на 100% состоит из киевского продукта, трудно.

Как сказали корреспонденту MarketingMix, программная сетка ретранслятора часто не совпадает с эфиром киевской станции, да и контролировать работу станции, которая находится в сотнях километров от столицы, не так уж просто. К сожалению, получить точную информацию о том, какие именно станции вещают в регионах подобным образом, у MarketingMix не получилось – собеседники не хотели открывать свои секреты.

Мотивов для расширения вещания у радиостанций несколько. Во-первых, создание сетевых вещателей декларировал Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Во-вторых, большое покрытие делает станцию более привлекательной для рекламодателя.

Реклама

Большинство рекламодателей говорят о том, что радиореклама по сети является эффективной только в том случае, если станция является рейтинговой в регионе вещания – в противном случае лучше всего размещать рекламу на локальных радиостанциях. «Сетевая станция не сможет обойти региональную, у нее меньше возможностей для интерактива, быстрого реагирования и «ориентации на местности», – считает Марина Овдий .

Представители радио (начальники отделов продаж) вопрос о тенденции развития региональных рекламных блоков посчитали некорректным, ограничиваясь лаконичным: «растут». Так, по словам директора по развитию сети «Гала-радио» Сергея Кислякова, станция развивается (и, соответственно, продает рекламу в регионах) по утвержденному бизнес-плану. Более откровенной была Екатерина Кудрицкая, коммерческий директор «Просто Радио»: «На продажи по регионам мы не жалуемся – около четырех клиентов из 10, которые приходят на станцию, выбирают не Киев, а Николаев или Одессу». Елена Орлова, директор по рекламе «Авто FМ», отметила, что 30% всех продаж составляет региональная реклама.

У «Радио Довіра» этот процент достигает 70. Андрей Карпий, руководитель департамента радио «Украинского медиа-холдинга» (радио «Мелодия»), ответил, что региональная реклама у станции преобладает над столичной, но это, учитывая ситуацию с частотой «Мелодии» в Киеве, не так уж странно. Как бы там ни было, пока создание сети – инвестиция в будущее. Правда, будущее выглядит несколько туманным.

Сетевые станции – явление незаконное.

По словам Виктора Понедилко, недавно назначенного членом Национального совета, сетевые станции в Украине существуют только де-факто, но не де-юре. Оказывается, в «Законе о телевидении и радиовещании» нет определения «сетевого вещателя». Та же буква закона говорит, что телерадиоорганизация не может иметь в своем распоряжении более трех частот, иначе она нарушает антимонопольное законодательство. Тем не менее это не значит, что станции будут закрывать – по мнению представителей Национального Совета, в ближайшем будущем данную ситуацию придется как-то отрегулировать. Сами радиостанции делать какие-либо прогнозы о своем будущем не стали.

«Можно предположить, что количество крупных сетевых станций в регионах будет увеличиваться, что создаст конкуренцию местному эфирному продукту», –считает Екатерина Кудрицкая. Сергей Сай-Боднар, директор ТРО "Довира", полагает, что “все будет так, как и было: кто из телерадиовещателей будет иметь поддержку админресурса, - тот будет на коне, кто не будет иметь такой поддержки, - будет на щите, то есть, скорее всего, вообще вылетит из профессиональной орбиты”.

Источник: Marketing Mix