04.09.2002
ЛАТВИЯ. По мнению специалистов политическая реклама некачественна

Качество политической рекламы в Латвии низкое, и она неинтересна, считает большинство экспертов. Некоторые связывают низкое качество рекламы с недостатком творческих ресурсов. Однообразной и скучной считают политическую рекламу декан факультета социальных наук ЛУ Инта Брикше и главный редактор портала "politika.lv" Неллия Лочмеле. "От следующей рекламной кампании я тоже качества не жду", сказала Брикше. Тем не менее Лочмеле отметила, что партии начинают пользоваться новыми методами.

Директор центра социальных исследований Latvijas fakti Айгар Фрейманис сказал, что качество рекламы в целом невысоко. Он считает, что реклама вступила в кризисную стадию со стороны как ее создателей, так и политиков, и попытки сделать "как в прошлый раз, только еще больше" заканчиваются карикатурой на рекламу. Директор центра исследования общественного мнения "Системы социально-коррелятивных данных" (SKDS) Арнис Кактиньш связывает низкое качество рекламы с недостатком творческих ресурсов и опасается, что с точки зрения качественности эта кампания может отличаться от предыдущих. Кактиньш сказал, что цель политической рекламы — "увеличить сбыт", то есть получить определенное число голосов, а средства достижения цели вторичны.

Президент "Компании маркетинговых коммуникаций POSTERS" Надежда Разумова считает, что качество политической рекламы к сожалению свидетельствует далеко не в пользу самих партий. По ее мнению, большинство креатива для политических объединений делают агентства, которые решают творческие задачи на уровне стандартной рекламы без изыска и фантазии. Продюссеры таких работ почему-то забывают, что учавствуют в судьбе страны и часто действуют по стандартной схеме отработки бюджета клиента. При миллионных бюджетах партий ставка делается на массированность. Но судя уже по предварительным результатам – опять видно, что совершенно зря.

В свою очередь, председатель Национального совета по радио и телевидению Ояр Рубенис считает, что политическая реклама в большей степени основывается не на качестве, а на инстинктах. "Суровая правда такова: чем проще и глупее реклама, тем быстрее ее понимает человек. Если реклама слишком интеллектуальна, она "не доходит" до потребителя", — сказал Рубенис. Говоря о расходовании партийных денег, Рубенис выразил недоумение. После обнародования ситуации с партийными деньгами можно только удивиться, куда они деваются, потому что результаты далеки от тех, которых можно было бы достичь за такие деньги. Может быть, виновны в этом технологии власти и фирмы по общественным отношениям, не способные обеспечить качество, считает Рубенис.

Директор рекламного агентства ZOOM Эрик Стендзениекс назвал рекламную кампанию "промыванием мозгов", потому что, по его мнению, ни создатели рекламы, ни политики не верят содержанию собственной рекламы. По его мнению, низкое качество рекламы сохранится до тех пор, пока в центр ее будет поставлен не человек, а не формула, отражающая человека как автомат, который нужно заставить работать.