04.09.2002
"Мишка", "Сезон", "Кенгуру" - провинциальные торговые марки

Отечественные торговые сети громко заявили о себе в Москве и Санкт-Петербурге. "Пятерочка" из Северной столицы с конца июля прошлого года дерзко вышла на московский рынок, где развивались "Перекресток", "Седьмой континент", "Дикси", и собирается обосноваться в 5-6 крупных областных и краевых центрах страны. К этим демаршам в провинции относятся настороженно. Что ж они могут противопоставить оснащенности и автоматизации технологических процессов "варягов", их ассортименту, ценам, объемам продаж? О том, как складывались сети в провинции, что представляют из себя и насколько отличаются от его столичных сестер, рассказывают:

Сергей ИВАНКИН, генеральный директор сети кондитерских магазинов "Мишка", кафе и ресторанов, торгового дома "Бабаевский" (Калуга):

- Мы воспользовались ситуацией, когда на рынок выходили "Марсы" и "Сникерсы", недолюбливаемые покупательской массой. В первом "Мишке" было 1500 наименований кондитерских изделий и только отечественного производства. Это привлекало калужан, и за год под единой маркой в разных районах города появилось семь специализированных торговых точек: магазинов с площадью от 40 кв. метров и киосков, снабжавшихся из общего распределительного центра. Дважды в неделю "Газель" доставляла свежие московские бисквитно-кремовые торты. Кроме нас никому не удалось наладить подобный завоз. Торты хорошо разбирали, и наценка держалась на уровне 45-50%. Хотя в среднем в магазинах "Мишка" она составляла 27-28%, а в центральном гастрономе не превышала 20%.

Нашим преимуществом считалось и то, о чем знали покупатели: во всей сети не бывает просроченной продукции. Продавцы специально обучались и могли доходчиво рассказать о любом товаре. Оборот розницы и общественного питания, к которому мы обратились с 1998 года, достиг 1, 5 млн. долларов в год.

Общепитовская сеть невелика: "Кофейня на Театральной" с 18 столиками, пивной ресторан "Русское пиво" со спутниковым телевидением и ресторан "Арт-клуб", где музыкантов больше, чем поваров. Если быть точным - 24 гитариста, пианиста и т. д. Репертуар "Арт-клуба" расписан за месяц.

Калужский торговый дом "Бабаевский" осуществляет совместную оптовую торговлю с известным кондитерским концерном. Кроме него, седьмой год работает производственно-коммерческая фирма "ЮКИС". Она оказывает транспортные услуги, изготавливает торговое оборудование для магазинов, баров и т. д., офисную мебель.

Александр ДОНСКОЙ, генеральный директор торговой сети "Сезон" (Архангельск):

- Первый магазин был открыт у автовокзала Архангельска в 1996 году. К этому времени фирма существовала уже два года и вела торговлю через киоски, количество которых довели до 18, а потом решили от них отказаться. На сегодня в нашей сети, где работают более 700 человек, два киоска и 16 магазинов - 10 в областном центре и по 3-в Северодвинске и Новодвинске площадью от 50 до 580 кв. метров. Каждый день горожане делают в среднем 35 тысяч покупок. В 14 торговых предприятиях введено самообслуживание.

Перевод небольших магазинов площадью 55 кв. метров на бесприлавочную форму обслуживания, как показала практика, невыгоден. Выручка не меняется, персонал увеличивается за счет охранников, фасованные товары по весу не всегда устраивают пожилых покупателей.

Средняя наценка на товары в "Сезоне" - 19, 5%. В последнее время она перестала устраивать, и придется поднять планку за 20%. При этом не отменяются праздничные скидки на основные виды продовольствия, о чем объявляем в ежемесячной областной газете для покупателей, выходящей тиражом 247 тысяч экземпляров и распространяемой бесплатно в магазинах трех городов.

Пасхальная торговля в этом году продолжалась с 25 апреля по 12 мая. В эти дни во всей сети килограмм муки высшего сорта продавался за 5.90, сахарного песка -за 12.90, литровая бутылка растительного масла - за 29.90.400-граммовая баночка зеленого горошка стоила 7.90. Заметно подешевели также крестьянское масло, молоко, творог, свинина, говяжья печень, водка "Гжелка" и "Балтика", ярославское пиво "Светлое" и т.д.

Мы изучаем конкурентов и перенимаем все лучшее в обслуживании, организации работы. Двадцать магазинов имеет сеть "Ромашка", набирают объемы продаж торговые предприятия под маркой "Диал". Торговый центр "На Окружной" открылся в безлюдном месте, вдали от жилой застройки, но ежедневно продает товаров на 500 тысяч рублей (для сравнения: средняя выручка магазина в Архангельске - 160 тысяч рублей). Возле него оборудована хорошая автостоянка, владельцы завели автобус для подвоза покупателей.

Основная цель "Сезона", который входит в десятку крупных предприятий розничной торговли Северо-Запада страны, - стать лидером российской розницы по прибыли, обороту, качеству обслуживания, используя для улучшения работы и расширения сети магазинов передовые технологии, весь потенциал фирмы, любые возможности.

Максим ТВЕРСКОЙ, директор сети магазинов "Кенгуру", торгующих строительными материалами и хозяйственными товарами (Иваново):

- В прошлом году только в Иванове, где у фирмы 12 магазинов, было сделано 1, 5 млн. покупок. Грузовики нашего автотранспортного предприятия доставили горожанам на дом свыше 11000 товаров, причем линолеум и облицовочную плитку -бесплатно.

Торговая сеть "Кенгуру" не замкнулась в "городе невест". Еще 4 магазина работают во Владимире, 1-в Костроме. На очереди - организация торговли в Ярославле и расширение ее в Костроме, отстоящих от распределительного центра фирмы на 100 км. На общей площади своих магазинов в 6500 кв. метров мы торгует товарами 17000 наименований, получаемых от 700, в основном отечественных, поставщиков.

В сети "Кенгуру" применяются современные информационные и логистические технологии. Для того чтобы постоянно поддерживать ассортимент, магазины соединены между собой и распределительным центром (база общей площадью 4 га, 10 складов, занимающих 5000 кв. метров) единой компьютерной сетью. На базе применяется так называемый координатный метод хранения товара, то есть любая вещь из нескольких миллионов единиц хранения имеет точный адрес в пространстве склада. Все адреса и другая информация находятся в центральном компьютере, который управляет технологическими операциями. Таким образом, специалистами фирмы создано самое главное: технологии сетевой торговли. Для покупателей имеется единая справочная система.

Эдуард БИБЕР, директор сети из 10 магазинов традиционной торговли и супермаркета "ЭЛСБИ" (Череповец):

- Строить супермаркеты площадью менее 500 кв. метров нецелесообразно: вложения большие, а окупаемость затягивается на десятилетие. Второй по счету супермаркет общей площадью 1, 5 тысячи кв. метров и торговой - 850 кв. метров будет открыт к осени в строящемся торговом центре (3300 кв. м). В нем разместятся ресторан, кафе, салон красоты. В самом супермаркете создадим вспомогательные производства - пекарню, салатный, мясной, рыбный, куриный цеха.

После традиционной торговли мы очень боялись самообслуживания, но потери составили не более 1%.

***

Несколько слов о профессиональной подготовке сетевиков. У Сергея Иванкина высшее техническое образование, предпринимательский стаж - 11 лет. Александр Донской закончил Стокгольмскую школу экономики, Максим Тверской - Ивановский энергетический институт и аспирантуру Всесоюзного теплотехнического института (Москва) по специальности "Автоматизация промышленных производств". После Вологодского политехнического института Эдуард Бибер, инженер-электромеханик, получил профессию экономиста в Ленинградском финансово-экономическом институте имени Вознесенского и сейчас учится в Академии народного хозяйства при правительстве РФ по программе "Финансы", в сфере торговли - с 1989 года.

Сетевая торговля позволяет внедрять современную передовую технологию продаж, способствует сокращению затрат на закупки товаров, гарантирует качество и безопасность товаров и услуг. Эффективно организованные и четко работающие отечественные товаропроводящие сети смогут противостоять западным сетевым гигантам, обеспечить сбыт продукции российских предприятий.

Источник: ИАЦ "Информкондитер"