13.09.2002
Портрет компании - STARBUCKS

Nonfat triple latte. Mocha Frappucino. Grande-to-go! Это один из слоганов, используемых руководством компании Starbucks для популяризации известного кофе по всему миру, от Испании до Китая.

Менее чем за 15 лет сеть отделений компании-поставщика кофейных зерен из Сиетла разрослась из 17 до 5 тыс. кофейных ресторанов, представленных на 28 внешних рынках по всему миру. На сегодняшний день Starbucks является крупнейшей кофейной компаний в мире.

Первое зарубежное представительство Starbucks открылось в Японии, которое и по сей день является крупнейшим бизнесом компании за пределами Северной Америки. Компания добилась успеха в очень выгодном и стабильном сегменте рынка путем принятия маркетинговой стратегии своего локального партнера.

Сегодня на фоне глобального спада мировой экономики зарубежная деятельность компании очень важна для дальнейшего развития и роста. В связи с этим руководство планирует ускорить рост, сохраняя при этом лидирующие позиции на уже освоенных рынках, и стать одним из самых авторитетных брендов в мире.

Еще 10 лет назад количество отделений компании насчитывало 125 магазинов при штате в 2 тыс. человек. Сегодня же число работников Starbucks насчитывает 60 тыс. человек, работающих на 28 рынков за пределами Северной Америки и обслуживающих приблизительно 20 млн. посетителей в неделю. Постоянный посетитель сети кофейн в среднем посещает Starbucks 18 раз в месяц. Большая часть взрослого населения выпивает две чашки кофе в день. Благодаря этому, количество потребляемого кофе в ресторанах Starbucks составляет примерно 7% всего объема потребляемого кофе в США и около 1% во всем мире. Руководство уверяет, что основные победы компании еще впереди. Имея свою модель развития, хорошо протестированную рынком, глава Starbucks планирует продолжить глобальную экспансию.

По прошествии шести лет со дня открытия представительства в Японии, данный рынок стал самым прибыльным рынком Starbucks во всем мире. Кроме того, японский рынок является вторым после США рынком сбыта в мире. Когда Starbucks "пришла" в Японию в августе 1996 года, руководство сначала недооценило размер и потенциал рынка, подобно тому, как было в Америке. Сегодня же число отделений быстрого обслуживания в стране восходящего солнца насчитывает порядка 360, и при этом каждую неделю в среднем открывается две новых кофейни. В рамках среднесрочной программы развития, глава компании планирует к сентябрю следующего года увеличить количество ресторанов до 500, стремясь расширить региональную сеть до 1 тыс. кафе. Как ни странно, уже добившись таких результатов роста, глава Starbucks, по-прежнему продолжает считать, что это всего лишь ранний этап роста.

Однако, несмотря на постоянно растущую прибыль, Японский курс акций Starbucks все еще находится на достаточно низком уровне. Неужели инвесторы заметили какой-то подвох? На самом деле, в Японии наблюдался беспрецедентный объем посещений и продаж как раз после открытия первых представительств. Каждый второй ресторан приносил прибыль, в два раза превышающую прибыль аналогичного ресторана в США. Основная проблема заключалась в том, что время обслуживания в первых отделениях было таким долгим, что можно было поставить под сомнение качество всего сервиса.

Таким образом, руководством было принято решение значительно ускорить рост, увеличить долю рынка Starbucks, а также ввести самообслуживание. В первое время инвесторы с недоверием относились к акциям иностранной компании. К тому же японские институциональные инвесторы не были достаточно осведомлены о намерениях руководства надолго осесть на их рынке.

В Лондоне Starbucks привлекает посетителей тем, что во многих ресторанах были организованы фан-клубы известных мировых исполнителей с соответствующим песенным сопровождением. Музыкальная тематика, в принципе, всегда была неотъемлемой частью микроклимата компании, однако в Starbucks никогда не практиковалась продажа музыкальных носителей. Как-то один из посетителей кофейни в Сиетле спросил менеджера Starbucks, почему бы им не начать продажу той музыки, которая обычно играет в Starbucks. Сегодня Starbucks имеет свою собственную музыкальную группу, состоящую из 20 человек, а в 1999 году компания купила небольшую музыкальную компанию Hear Music.

В принципе, временное замедление развития мировой экономики, рецессия в США никоим образом не повлияли на финансовое положение компании. Более того, после событий 11 сентября в американских ресторанах Starbucks и, особенно в Нью-Йорке, было отмечено резкое увеличение числа посетителей. Причина этого явления кроется в том, что люди, пережившие потрясение, да и просто подавленные чем-то, нуждаются в общении, а рестораны Starbucks как раз являются тем местом, где можно расслабиться и почувствовать себя комфортно.

Globalstock.Ru

Источник: ИАЦ "Информкондитер"