25.09.2002
Жизнь россиян будут страховать чехи

На российский страховой рынок впервые выходит страховая компания из Восточной Европы. Как стало известно "Ведомостям", крупнейшая чешская страховая группа Ceskа pojistovna выступила соучредителем Чешской страховой компании, которая на следующей неделе объявит о начале работы в России. Чешский страховщик делает ставку на классическое страхование жизни.
В начале сентября на улицах Москвы появились биллборды Чешской страховой компании, до этого неизвестной на рынке. "Когда Пушкин был смертельно ранен на дуэли, мы уже 10 лет заключали договоры страхования жизни", - гласят слоганы. Как выяснилось, таким образом потенциальных страхователей готовят к объявлению о выходе на рынок нового страховщика с чешскими инвестициями.

Как сказано на сайте Чешской страховой компании (ЧСК) , ее инвестором является страховая группа Ceskа pojistovna, которая "берет свое начало с 1827 г. ". По словам генерального директора ЧСК Дмитрия Малых, Ceskа pojistovna владеет 49% акций новой компании. Остальные 51% акций принадлежат российской фирме "Финансовый сервис", учрежденной одноименной пражской фирмой. Как предполагает источник "Ведомостей" в департаменте страхового надзора Минфина, эта компания должна быть также связана с Ceskа pojistovna.

Страховой рынок Чехии втрое меньше российского. По данным аналитических отчетов Swiss Re, по объемам поступлений в 2000 г. Чехия находилась на 41-м месте ($1,8 млрд) против 30-го места России ($6,0 млрд). Страховая компания Ceskа pojistovna, по данным Ассоциации страховщиков Чехии, является крупнейшим страховщиком страны со сборами в 2001 г. около $1 млрд (40% рынка). Для сравнения: "Ингосстрах" в 2001 г. собрал около $150 млн. Зато в России есть страховщики покрупнее Ceskа pojistovna - это ПСК со сборами в $1,5 млрд, более 98% доходов которой из страхования жизни.

По словам Малых, Чешская страховая компания с уставным капиталом в 10 млн руб. была зарегистрирована еще в январе этого года, а лицензию получила в июле. На следующей неделе ЧСК объявит о начале своей работы в России. По словам Малых, компания намерена заниматься классическим страхованием жизни, предлагая эту услугу в основном физическим лицам. То, что Ceskа pojistovna не стала покупать готового страховщика, а строит бизнес с нуля, означает, по мнению Малых, что компания пришла на рынок надолго.

С представителем Ceskа pojistovna в России и председателем совета директоров Чешской страховой компании Петром Ганоусеком связаться не удалось. Но в его обращении на сайте компании сказано: "Мы считаем свой выход на российский страховой рынок вполне своевременным". А Малых полагает, что Ceskа pojistovna решила пойти в Россию потому, что в Чехии страховой рынок уже насыщен.

На российском рынке давно работают крупные европейские компании c известными брэндами: AIG (49% акций "AIG Россия") , Zurich (49% акций "Цюрих-Русь") , Allianz AG - (49% акций "Ост-Вест-Альянс") , ERGO (49% акций "Руси"). А вот страховщика из бывшей страны соцлагеря в России не было никогда.

Страховщики, заинтригованные наружной и печатной рекламой ЧСК, не много слышали о новом проекте. В России классическое страхование жизни не развито, и серьезно им занимаются в основном западные компании. Но конкурента в Чешской страховой компании они не видят. "Нет ощущения, что это серьезный конкурент: нет имени, нет брэнда", - говорит топ-менеджер одной из иностранных компаний.

Первый заместитель гендиректора "РОСНО" Леонид Меламед считает, что Чешской страховой компании придется трудно. "Существует расхожее мнение, что рынок классического страхования жизни не заполнен. Это заводит многих инвесторов. Но надо учитывать, что в России нет налоговых преференций для граждан по страхованию жизни, а у многих во время кризиса пропали сбережения", - говорит он. По мнению Меламеда, чтобы построить этот бизнес, новичку понадобится 5 - 7 лет.

Зато саму попытку выйти на этот рынок страховщики воспринимают крайне позитивно. "То, что легальным страхованием жизни будем заниматься не мы одни, это хорошо", - говорит топ-менеджер крупной иностранной компании. "Чем больше страховщиков будет пытаться привлекать внимание к этой услуге, тем быстрее этот продукт заинтересует потребителя", - считает Меламед.

Источник: Ведомости