27.09.2002
Неучтенные траты россиян - $100 млрд

Исследование маркетингового агентства Interactive Research Group показало, что потребительский рынок России на $100 млрд больше, чем его оценил Госкомстат. Отраслевые маркетологи готовы согласиться с этими выводами - государственные статистики недооценивают покупательную способность россиян.
Маркетинговое агентство Interactive Research Group основано в конце 90-х Грегом Тейном, возглавлявшим ранее российское представительство австрийской маркетинговой компании GfK, бывшим главой представительства Hewlett-Packard Ником Роситером, главным аналитиком Объединенной финансовой группы Кристофером Гранвеллом и рядом частных лиц. Компания специализируется на экономическом анализе и оценке рынков, среди ее клиентов ЕБРР, IFC и Sun-Interbrew.

Данные о потребительском рынке страны IRG впервые включило в свой последний экономический обзор по итогам первого полугодия 2002 г. , приведя для контраста и соответствующие данные Госкомстата. По оценкам маркетологов, в прошлом году траты соотечественников на потребительские товары и услуги составили $230 - 240 млрд, хотя государственная статистика оценила их в 3928 млрд руб. (около $130 млрд).

Для наглядности своих выводов IRG приводит данные за прошлый год по нескольким сегментам потребительского рынка. Например, по Госкомстату, россияне потратили на транспортные средства (включая велосипеды и лодки) $3,6 млрд, тогда как статистика по ввозу и производству только легковых автомобилей, полученная маркетологами, дает цифру $7 - 8,5 млрд. На табачные изделия государственные статистики отводят $1,46 млрд, а маркетологи, по данным Министерства по налогам и сборам, ассоциации "Грандтабак" и информации компаний, вывели цифру $5 - 5,5 млрд. Траты соотечественников на покупку лекарств, парфюмерии и косметики оцениваются Госкомстатом в $5,2 млрд, а IRG получило показатель $8 млрд, из которых $3 млрд - расходы на лекарства, оцененные специализированным маркетинговым центром "Фармэксперт". Грег Тейн, председатель совета директоров IRG, говорит, что Госкомстат серьезно недооценивает и другие секторы потребительского рынка. По его мнению, официальный показатель трат на развлечение и образование - $11 млрд - в 4 - 5 раз ниже реального.

Однако свои "реальные" показатели маркетологи получили из самых разнообразных источников. Оценка емкости бензинового рынка столицы в $2 млрд взята из журнала "Русский фокус", оборот рынка товаров класса люкс в $1,5 млрд - из публикации "Ведомостей", при оценке расходов россиян на мобильную связь использовалась информация с сайта sotovik.ru. Тейн говорит, что в некоторых случаях необходимые данные оказалось проще найти в СМИ, чем у специализированных агентств. Тем не менее он допускает погрешность своих оценок только в сторону занижения - он уверен, что россияне ежегодно тратят на товары и услуги никак не менее $240 млрд.

Независимые маркетологи в основном согласны с выводами коллег. Например, исполнительный директор "Фармэксперта" Валерий Рынсков говорит, что данная IRG оценка фармрынка даже занижена на 30% , поскольку взяты данные "Фармэксперта" в оптовых ценах. Андрей Стерлин, генеральный директор агентства "Бизнес Аналитика", оценивает реальные расходы населения примерно в $200 млрд в год. А вот у Алексея Кривошапко, аналитика компании "Объединенная финансовая группа", методика IRG вызывает вопросы. "Они сопоставляют несопоставимые данные - деньги, которые потребители тратят на покупку товаров и объемы товарных рынков. А то, что Госкомстат ошибается, не говорит только ленивый", - поясняет Кривошапко.

А председатель Госкомитета по статистике Владимир Соколин был еще более категоричен. "Непонятно по какой методике они считают. Если полагаться на их выводы, то ВВП России должен оказаться примерно в два раза больше, равно как и объем денежной массы, рассчитываемый Центральным банком. Тогда все дискуссии Илларионова о том, когда мы [по уровню потребления] догоним Португалию, оказываются бессмысленными", - говорит Соколин.

Источник: Ведомости