В настоящее время бразильский рынок косметики и средств по уходу за телом находится в стадии роста. Несмотря на вялость общей экономической ситуации, реальный рост в косметической отрасли и отрасли средств по уходу в Бразилии составил в 2001 году 1.6%. Рост объема продаж парфюмерно-косметической продукции в 2001 году составил 9,3 % (8,7 млрд долл.). Для сравнения в 1997 году эта цифра составляла 4,8 млрд долл. Однако надо учитывать, что в 2000 году аналогичный рост продаж составил 13,6%. По имеющимся прогнозам номинальный рост 2002 году составит приблизительно 10%. Такие его сегменты как средства по уходу за волосами, женские моющие средства для волос, а также мужские средства по уходу за телом относятся к числу перспективных с точки зрения осуществления продаж сегментам рынка. Наиболее высокие показатели объемов продаж были отмечены в первом сегменте, поскольку 25% тех расходов, которые женщина тратит на парфюмерно-косметические товары, приходится именно на эту группу товаров. Небывало высокие темпы роста отмечались и в группе мужской косметической продукции. Согласно имеющимся прогнозам, на ближайшие годы в этом сегменте также ожидаются превышающие средние темпы роста. Если в 1998 году доля парфюмерно-косметических товаров для мужчин составляла 0.5%, то к 2001 году она выросла до 2.5%. Хотя цифра в 2,5% может показаться низкой, тем не менее, это в пять раз выше уровня, существовавшего три года назад. Эксперты предсказывают, что сегмент обладает высоким потенциалом роста в будущем, в особенности, это относится к двум самым крупным и развитым городам Бразилии: Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Традиционно, наибольшим спросом в данной отрасли бразильского рынка пользуются средства по уходу за телом. В 2001 году почти 2/3 общего объема продаж приходилось именно на этот сегмент. В соответствии с опросом, проведенным профессиональной ассоциацией Abihpec, в будущем покупательский спрос будет возрастать на продукцию, в составе которой содержатся натуральные активные вещества. Многие национальные производители Бразилии стремятся отыскать в обширной области, прилегающей к Амазонке, а также в старых лесах, расположенных в прибрежных районах страны, новые активные элементы с тем, чтобы использовать в своих препаратах все то разнообразие, которое дарит людям богатейшая бразильская природа. Самые популярные брэндыВ конце февраля 2002 года информационные ассоциации опубликовали результаты исследования по изучению популярности брэндов, в котором приняли участие 2.5 миллиона человек со всей Бразилии. В исследовании под названием «Marcas do seu Coracao” самыми популярными в своей товарной группе стали следующие марки: В 2000 и 2001 годах национальные производители вложили около 130 млн долл. инвестиций. По ожиданию профессиональной Ассоциации в период между 2002 и 2006 годами будет произведено инвестиций на сумму около 700 млн долл., которые будут направлены на реализацию проектов по расширению брэндов, модернизацию производственных систем и разработку новых видов продукции. Структура промышленности За последние несколько лет на фоне динамично развивающегося рынка объем продаж резко увеличился. В 2001 году объем продаж был примерно 2.8 миллиардов евро (цены производителей), что составляет 1.6%-й рост. По прогнозам Abihpec, уровень роста номинально достигнет 10% при темпах инфляции, колеблющихся от 4 до 5%.
Источник: Abihpec За 2001 год объем национальных продаж парфюмерно-косметической продукции достиг 767 миллионов тонн, с ежегодным приростом 3.1%. Согласно представленным Abihpec оценкам, производство косметики и средств по уходу за телом рассосредоточено между 1157 предприятиями, большинство из которых находятся в собственности или под контролем национальных компаний. В этой отрасли задействовано примерно 2.2 миллиона человек, занятых в производстве, маркетинге и сфере сбыта. Хотя большинство этих компаний являются малыми предприятиями (95%), доминирующие позиции на рынке принадлежат крупным компаниям, то есть тем, владельцами которых являются зарубежные многонациональные корпорации. 250 компаний являются членами ассоциации Abihpec. Крупнейшие экспортеры в этой области: США, Франция и Италия. До аргентинского кризиса можно было говорить о том, что Аргентина стремится занять определенную нишу в экспорте в эту страну. Импорт парфюмерно-косметического рынка Бразилии с 2000 по 2001 год снизился на 6 млн долл. (2000 год – 188 млн долл., 2001 год – 182 млн долл.). Экспорт же, наоборот увеличился. В 2000 г. – 128 млн долл., в 2001 году – 165 млн долл. В авангарде идут крупные компании В соответствии со своими собственными цифрами, Unilever является лидером рынка в области производства мыла (Lux, Dove, Rexona, Vinolia), шампуней (Seda, Organics) и дезодорантов (Axe, Dove, Rexona). Самым крупным национальным производителем является компания Natura, которая осуществляет свои продажи через общенациональную сеть представителей. Бразильская компания O Boticariao начинала свою деятельность как аптека и со временем превратилась в одного из самых крупных производителей парфюмерно-косметической продукции в стране. O Boticariao также владеет крупнейшей сетью франчайзинговых структур в Латинской Америке, Португалии и Японии, объем продаж которых составляет 455 млн долл.
Источник: «Gazeta Mercantil Balanco Annual”, “Exame – Maiores e Melhores” Размер прибыли и цены Размер прибыли в сфере розничной торговли массовыми средствами по уходу за телом и косметикой находится в интервале между 70- 80%. Размер прибыли от реализации экс-клюзивной продукции и импортных товаров, продающихся меньшими партиями, варьиру-ется между 100- 150%.
Данные за февраль 2002 года По мнению бразильских производителей, причиной высоких цен в значительной степени является налоговое бремя. Например, в среднем налоговая ставка по IPI (Industry Product Tax) колеблется между 10-20%. Ставка налога ICMS обычно составляет около 12% или 17% на импорт. Добавить к этому подоходный налог и налог на прибыль и в результате конечная потребительская цена на косметику и товары по уходу за телом в среднем на 50% поглощается налогами. Каналы дистрибуции Бразильские национальные производители продают свою продукцию через представите-лей, региональные офисы продаж, которые расположены в крупных городских районах, и/или прямо через аптеки и супермаркеты. На эти традиционные канаты дистрибуции приходится примерно 75% рынка. На продажи в разнос (через агентов, предлагающих то-вары покупателям на дому), а также продажу через друзей и коллег приходится 21%. Бразильская компания Natura, имеющая сеть из 260 000 внештатных или работающих по принципу частичной занятости агентов по продажам во всей стране, наряду с компанией Avon работает по системе многоуровневого сетевого маркетинга. Компании часто распространяют парфюмерию через собственные франчайзинговые мага-зины; по такой системе осуществляется 20% продаж. Однако, в общем, на такой канал приходится лишь около 4% от общего оборота. Что касается этой маркетинговой концеп-ции, то с начала 2002 года O Boticario является лидером на рынке с сетью, включающей более 2100 магазинов, действующих по принципу франчайзинга. Источник: Журнал "Новости в мире косметики" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||