Повышение тарифов на проезд в московском метро его начальник сегодня назвал «праздником». У ГУП «Московский метрополитен» появилась возможность впервые с 1995 года выйти на безубыточность. По словам начальника метрополитена Дмитрия Гаева, «приведение в соответствие» тарифа на проезд в метро, а проще говоря, его резкое удорожание, позволит подземке дополнительно заработать 600 млн руб. в четвёртом квартале и закончить год с убытками всего лишь 17 млн руб. против 160 млн руб. в прошлом году. Уже в следующем году метрополитен сможет впервые с 1995 года выйти на «нулевую» рентабельность. При этом способ получения денег с пассажиров пока не меняется: цена проезда будет зависеть не от его длительности, а только от количества поездок, оплаченных заранее. Принцип зонной тарификации, о котором давно говорят и работники метро, и специалисты, в ближайшее время введён не будет. Тем не менее подготовка к этому идёт. По словам Дмитрия Гаева, в настоящий момент готово до 70% оборудования, необходимого для введения новой системы платежей. Технически установка зонной системы трудности не представляет. Проблема в программном обеспечении, которое должно учитывать «вынужденные поездки» пассажиров. Часто бывает, что для попадания на станцию на соседней линии пассажир должен доехать до центральных пересадочных станций и фактически вернуться назад. При этом он проезжает несколько «лишних» остановок, платить за которые в общем-то не должен. Для преодоления этой трудности специалисты метрополитена, по выражению Дмитрия Гаева, «играют на математических моделях», просчитывая возможное разделение на зоны. В следующем году в качестве эксперимента будет введена дифференцированная оплата на линии «лёгкого» метро в Южном Бутове. Пассажиры будут платить разные суммы в зависимости от преодолённого расстояния. Только в 2004 году московский метрополитен будет готов предложить зонную схему руководству Москвы. Поэтому, вероятно, раньше 2005 года система оплаты проезда в метро меняться не будет. На другой возможный источник пополнения бюджета ГУПа – рекламу в метро – рассчитывать особо не приходится. Максимальная сумма, которую можно надеяться получить от тендера по размещению рекламы в метро – порядка 600 млн руб. При общих затратах на перевозку пассажиров, составляющих в среднем 11 млрд руб. в год, эта величина совершенно незначительна. Кроме того, учитывая, что скандальный тендер по рекламе Дмитрий Гаев назвал «абсолютно честным и прозрачным», надеяться на реальные доходы вообще трудно. Периодически «праздновать» резкое повышение тарифов на проезд значительно проще. Впрочем, москвичи не остались в долгу перед предприимчивыми метробизнесменами. Поддавшись на уговоры прессы, метрополитен опубликовал сведения о росте тарифов заранее – за два месяца. Многие москвичи учли этот факт в своих семейных бюджетах и закупили «длинные» проездные – по действовавшим до 1 октября ценам. По оценке Гаева, объём продаж таких проездных в последние время вырос на два порядка, что привело к потерям для метрополитена на сумму около 75 млн руб. Источник: Газета.RU |