08.10.2002
Пулом по рознице. "Семерки" обмениваются покупателями

Обостряющаяся конкуренция на российском розничном рынке заставляет компании искать новые возможности. Сети разного профиля создают альянсы на один раз или на долгий срок, чтобы снизить издержки и повысить продажи.
Весной прошлого года на улицах Москвы появились биллборды с несколькими телефонными номерами, начинающимися одинаково, с шести цифр "7". Это была рекламная кампания единой справочной службы пяти московских розничных сетей. Для проведения совместных маркетинговых акций сети объединились в альянс, так и названный "Шесть семерок". По словам руководителей компаний-участников, продажи за последний год увеличились в среднем на 10 - 15%.

Вступайте в пул.



Осенью 2000 г. четыре московские розничные сети провели совместную маркетинговую акцию - "Дни немецкого качества" - со скидками на немецкие товары и лотереей. Акция оказалась столь удачной, что ее участники решили и дальше действовать вместе.

В результате был создан альянс, в который вошли компании, представляющие разные направления розничной торговли: бытовая техника ( "М. Видео") , супермаркеты ( "Седьмой континент", DIY (Do It Yourself) , "Старик Хоттабыч", спортивные товары ( "СпортМастер") , парфюмерия и косметика ( "Арбат Престиж"). Уже 1 апреля 2001 г. началась первая совместная рекламная кампания на биллбордах и на телевидении. "Проект "Шесть семерок" стал как бы самостоятельным брэндом", - говорит управляющий компанией "М. Видео" Алексей Максимов.

В пул могут входить российские компании, действующие на неконкурирующих секторах рынка и лидирующие в своей области. Члены альянса делают равные взносы в общий рекламный бюджет. В 2001 г. он составил $1 млн, в этом году вырос до $1,6 млн, по $200 000 на участника (сейчас их уже восемь). Новый участник при вступлении платит также вступительный взнос (около $150 000) , на который проводится дополнительная рекламная кампания, информирующая потребителей о появлении новичка.

Работу пула координирует рабочая группа, в которую входят по 1 - 2 сотрудника отделов маркетинга от каждой компании. Группа заседает раз в неделю и разрабатывает маркетинговую стратегию, приглашает рекламные агентства, решает управленческие вопросы. Все ключевые решения принимаются на основе консенсуса.

Есть и другие требования, например, наличие справочной сети, соответствующей определенным стандартам. Такую службу пришлось организовать сети "Арбат Престиж". "Когда мы вступали в пул, единая по всей сети справочная система у нас появилась впервые, - рассказывает исполняющий обязанности директора отдела маркетинга сети "Арбат Престиж" Сергей Бакир. - Те средства, которые у нас были [до этого], не позволяли грамотно работать с клиентом".

Однако каждый из участников сохраняет независимость в своей торговой и маркетинговой политике, а также в выборе партнеров для других проектов. Вступление в пул не означает и уменьшения собственного рекламного бюджета. Все участники пула должны вести свои маркетинговые кампании. Например, бюджет "М. Видео" значительно превышает совместные расходы "Семерок" на рекламу - в прошлом году он составил $5 млн.

Все в одном каталоге.

Один из самых эффективных инструментов продвижения услуг и товаров оказался общий каталог "Шести семерок". Каталог выходит пять раз в год общим тиражом 10 млн. По словам Алексея Максимова, управляющего "М. Видео", каждый выпуск приводит к увеличению продаж по телефону и через Интернет в полтора раза. Правда, сейчас на продажи через эти каналы приходится всего 2 - 3% оборота компании. Но при этом, по данным Gallup AdFact, узнаваемость брэнда "М. Видео" в Москве за последний год возросла на 5 - 6%.

В этом году к альянсу присоединились три новых участника - МВО (продажа и монтаж автомобильных камер и покрышек) , "Автокей" (ремонт автомобилей) и "Куда. ру" (сеть бюро путешествий). "Наша компания самостоятельно не осилила бы такой тираж. Ведь общий тираж каталога даже больше, чем у IKEA", - говорит руководитель отдела маркетинга и рекламы МВО Надежда Завершинская. По ее словам, продажи компании после вступления в пул выросли на 20%. А в сети "СпортМастер" сентябрьский выпуск каталога пула привел к всплеску продаж по отдельным товарным группам на 25 - 30% , сообщил Леонид Страхов, директор по розничным продажам сети.

Правда, увеличение продаж вызвано также общим ростом рынка и расширением бизнеса компаний-участников, которые за это время открыли новые торговые точки. На основании информации, поступающей лишь от членов "Шести семерок", трудно делать какие-то выводы, говорит аналитик инвестиционной компании UFG Алексей Кривошапко.

Обмен покупателями.

Мотивы вступления в пул все его члены определяют примерно одинаково. Во-первых, это оптимизация расходов на рекламу. По данным Gallup AdFact, по затратам на рекламу среди розничных компаний "Шесть семерок" в прошлом году занимали 5-е место. "Это очень приличный бюджет для Москвы", - считает председатель совета директоров коммуникационной группы "Максима" Владимир Евстафьев.

Но более важна для участников пула возможность обмениваться клиентами. Именно это, по словам Надежды Завершинской из МВО, и стало основной причиной вступления ее компании в это объединение. "Мы поняли, что нужно расширять аудиторию, объединившись с лидерами рынка", - говорит она.

Правда, у некоторых конкурентов вызывает сомнение эффективность пула в обмене клиентскими потоками. Например, замдиректора по маркетингу ТД "Перекресток" Алексей Комолов считает, что у участников альянса слишком разное позиционирование: "Продукты люди покупают часто, а, скажем, бытовую электронику - редко, поэтому стремятся выбирать для покупок максимально удобные места. И непонятно, почему люди, которые чинят машину, скажем, в "Автокее", пойдут именно в "Седьмой континент", - говорит Комолов. - Если бы нашей компании сейчас предложили стать членом пула, то мы бы не стали спешить".

Сложности.

Участники "Шести семерок" действительно по-разному подходят к решению многих вопросов в силу разного опыта, говорит Олег Давидович, генеральный куратор пула "Шесть семерок". Например, в октябре должна состояться очередная совместная промо-акция. Условия ее проведения согласовывали начиная еще с февраля. Оказалось, что "Седьмой континент" собрался проводить в те же дни собственную акцию. Пришлось долго уговаривать руководство сети супермаркетов перенести свои мероприятия на другую дату.

Есть сложности и с созданием единой дисконтной карты. Например, "М. Видео" заинтересована в накопительной дисконтной карте, а "Куда. ру" - в бонусной. Не у всех компаний есть и необходимые для работы с картами IT-технологии. А в некоторых сетях уже действуют свои дисконтные карты. Скажем, договор об обслуживании дисконтной карты "Седьмого континента" заканчивается только в этом году. "Из-за всех этих разногласий выпустить общую карту очень сложно", - говорит Олег Давидович.

Несмотря на сложности, члены альянса находят общие интересы и в других видах деятельности. Например, "Старик Хоттабыч", "М. Видео" и "СпортМастер" учредили собственную девелоперскую компанию "Русские торговые сети". Компания занимается организацией строительства крупного торгового центра в г. Химки.

Однако, по мнению Владимира Левченко, исполнительного директора "Группы компаний "СВ", владеющей сетью "Техносила", эффект от создания альянса может оказаться временным. "Это еще один способ привлечения внимания целевой аудитории к продукции своего предприятия, - говорит Левченко. - Однако, после того как обмен клиентами произошел, эффект пула в значительной степени снижается, дальнейшее увеличение эффективности возможно лишь за счет рекламной активности".

Источник: Ведомости