Российские женщины довольно часто становятся предпринимателями. Однако основанные ими компании редко дорастают до крупных размеров. Скорее всего причина в том, что женщины боятся рисковать: они стараются не брать большие кредиты, не давать в долг другим и вообще вести себя в бизнесе максимально осторожно. "Мы пришли к выводу, что если женщина берет кредит в 2 млн руб. , то что-то здесь не так", - говорит Елена Бусыгина, начальник отдела сберегательных продуктов КМБ-Банка, занимающегося кредитованием малого и среднего бизнеса. В базе данных этого банка - около 17 000 клиентов. Мужчин и женщин примерно поровну. Но последние почти никогда не запрашивают суммы, превышающие $30 000, вполне обычные для мужчины. По опыту банкиры знают, что в таких случаях навести справки о заемщице следует более тщательно. Сделав это, они часто обнаруживают, что "за этой женщиной стоит мужчина, который не хочет себя обнаруживать". "Женщины гораздо реже, чем мужчины, дают деньги взаймы - даже своим старым партнерам по бизнесу. И гораздо реже занимают", - объясняет Алла Чирикова, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, занимающаяся изучением женского предпринимательства в России. Чирикова исследовала поведение 500 предпринимателей обоего пола. И сделала вывод, что для женщины в бизнесе важнее возможность контролировать свое время, чем, например, рост прибыли. Представительницы слабого пола действительно не очень расположены к риску, в отличие от мужчин, которые от природы настроены на завоевание, более агрессивны и склонны к авантюризму, подтверждают психологи. По словам Ольги Тихомандридской, доцента кафедры социальной психологии МГУ, нелюбовь женщин к риску во многом обусловлена тем, что они привыкли нести ответственность за семью и детей. "Мужчины, как правило, в большей степени индивидуалисты. Тогда как социальная роль женщины требует от нее быть более осторожной", - говорит она. Патриархальные комплексы женщин не очень помогают им в бизнесе: по данным Аллы Чириковой, доля мелких предприятий (по обороту и численности занятых) в женском бизнесе значительно выше, чем в мужском. Сами предпринимательницы полностью согласны, что решительности им не хватает. "Наверное, и я более осторожна, чем мужчины. Компаньоны-мужчины толкают меня периодически к риску, и от этого у меня возникают душевные противоречия", - признается Ирина Прокопьева, хозяйка небольшой санкт-петербургской фирмы "Прокопьева и компаньоны", занимающейся изготовлением рекламных образцов для фирм, торгующих красками. "Да, женщины очень редко берут крупные кредиты. И у них меньше крупных предприятий. Психология такая", - говорит Татьяна Гвилава, президент региональной ассоциации "Женщины и бизнес". Однако, по ее словам, в последнее время количество предпринимательниц растет, как и их способность к риску. Похоже, психология молодого поколения действительно несколько другая. По данным компании "КОМКОН", 18,8% девушек и 18,2% юношей в возрасте от 16 до 19 лет считают, что могут основать собственную фирму. Пока это единственная возрастная категория, где женщины больше уверены в своих предпринимательских возможностях. Источник: Ведомости |