22.10.2002
Телевидение к объективности не торопится

Тендер на медиаисследования, ради которого больше года назад было создано целое некоммерческое партнерство «Медиа Комитет», все еще не проведен. О том, почему так получается, «Газете.Ru» рассказала директор «Медиа Комитета» Ольга Ермолаева.

– Почему дата тендера несколько раз переносилась? Говорили, он должен был состояться весной этого года.



– Провести тендер весной это было предложение крупных исследователей: Monitoring.ru, Gfk, Comcon. Почему долго? Потому что без проведения аудита – профессиональной экспертизы – не все представляли себе, какие требования должны предъявляться подобным системам измерений. Почему сроки передвигают? Потому что в прошлом году, например, когда говорили, что мы уже должны объявить тендер, члены «Медиа Комитета» увидели образец условий тендера, который объявлялся в Дании – увесистый документ на 80 страниц. Впервые столкнувшись с этим, члены «Медиа Комитета» поняли, что эта работа достаточно сложная. Были приняты приоритетные направления. Так, например, решили, что тендер нужно провести только после проведения экспертизы.

Некоммерческое партнерство «Медиа Комитет» создано в 2001 году. Заявленные цели: удовлетворение общественных потребностей в получении реальной информации по вопросам телевещания, развитие стандартов качества на системы измерения телеаудитории и системы фиксации и мониторинга эфира, защита прав пользователей. Учредителями комитета стали телеканалы ОРТ, РТР, ТВ-6, НТВ, ТВЦ, «Культура», а также Минпечати, Национальная ассоциация телерадиовещателей и Российская ассоциация рекламных агентств.

Пока мы заняты подготовкой нормативных документов, определяющих проведение тендера, положение о тендерной комиссии, положение о контракте, о требованиях к участникам тендера… Это большая юридическая работа, которая должна все регламентировать. Есть общие требования, выработанные Европейским вещательным союзом как обязательные и необходимые, но есть и требования, которые нужно соотносить со спецификой той страны, в которой все это проходит. Есть идеальный вариант, к которому можно стремиться и приходить через какой-то период времени. И есть реальный вариант, которые игроки этого рынка – телевещатели, рекламные агентства, рекламодатели, могут себе позволить. Необходимо определиться – телесмотрение кого мы хотим измерять.

Будет ли это гражданин России, независимо от того, где он проживает, либо только городское население, либо население федеральных округов, субъекта федерации...

– Конкуренты TNS/Gallup Media постоянно жалуются на затягивание в проведении тендера.

– Я знаю об этом, я слежу внимательно за информацией, которая вокруг идет. Недавно мы провели встречу экспертного совета Gfk. С одной стороны, потребность в проведении тендера осознана. С другой – сейчас идет очень бурное обсуждение параметров и их набор, которые должны учитываться при измерении аудитории. Рекламные агентства и телевещатели считают, что набор этих параметров должен быть больше. Значит, они должны это предложить. Вообще, процедура сама по себе очень емкая. И других объяснений «затягивания» нет. Искусственного затягивания не происходит.

– Действительно ли существует 38 параметров измерений?.

– Об этом недавно говорил Виктор Коломиец (руководитель информационно-аналитического отдела «Медиасервис Видео Интернешнл». – «Газета.Ru»). Существует 38 наборов показателей замеров аудитории, которые в разном сочетании могут давать довольно объемную картину того, что в аудитории происходит. Этих показателей очень много. Сейчас пока работают два параметра. Первый из них – доля аудитории. Второй – рейтинг, о котором никто не знает, что это такое.

По определению TNS/Gallup Media, доля программы – выраженное в процентах количество человек, смотревших данную программу среди общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую другую программу) в рассматриваемый промежуток времени. Рейтинг телепрограммы – среднее количество человек, смотревших данную программу на протяжении ее длительности, выраженное в процентах от общей численности населения.

Считается ведь, что идет присваивание рейтинга. А вообще-то методология эта отличается от традиционной социологии, той, где на вопросы человек отвечает самостоятельно. Человек ведь подвержен влиянию социальной психологии. Иногда он может приукрасить, иногда – чего-то не сказать. А измерение – единственная методика, которая позволяет оценить, как реально ведут себя люди. Человек ведь может говорить, что ему не нравится передача, и при этом смотреть ее. При опросе он может и не сказать, что он ее смотрел. Мы должны знать о такой категории людей. Таким образом, количественной характеристики недостаточно. Это всего лишь температура, на основе которой можно ставить диагноз.

– Вы уже знаете, какова будет стартовая цена на тендере?

– Нет, конечно. Это будет решение членов «Медиа Комитета». Сейчас идет работа и над принципами финансирования измерений. Российская ассоциация рекламных агентств обещала дать некоторые предложения. В плане финансовых вопросов они, наверное, имеют больше представлений. Здесь очень важно учитывать и перспективные региональные рынки, например. Факторов очень много.

– Известно уже, на сколько лет будет заключен контракт с победителем тендера?

– В мировой практике есть и пять, и 10 лет. Кто-то предлагает семь. Пока не будут решены самые главные вопросы – географический охват, генеральная совокупность и параметры, которые определяют объемы выборки, – не будет решен и этот вопрос.

– До тех пор пока тендер не пройдет, телеканалы будут по-прежнему отдельно заказывать медиаисследования?

– "Медиа Комитет" пока не имеет права ни на какую диктовку своих условий. Каждый канал заключает контракт с Gallup. А вот когда победитель тендера будет заключать контракт, тогда уже можно будет требовать выполнения тех условий, которые будут заложены в самом контракте.

Источник: Газета.RU