"Газпром" и организаторы выпуска его корпоративных облигаций столкнулись с необычной проблемой. "Вэб-инвест Банк" без спроса начал рекламную кампанию займа, при том что закон запрещает рекламу до государственной регистрации облигаций. Этот случай заставил участников рынка задуматься о статусе и своевременности рекламы ценных бумаг. В начале октября, в преддверии выхода на рынок крупнейшего российского заемщика - "Газпрома", дилеры с удивлением обнаружили на специализированном сайте Cbonds.ru баннер, информировавший о планах компании выпустить облигации на 5 млрд руб. Ссылка с притягательным названием "Легенды осени" оповещала о скором появлении "benchmark российского рынка корпоративных облигаций". Оказалось, что баннер сделали не организаторы выпуска - "Ренессанс Капитал" и Промышленно-строительный банк (Санкт-Петербург) - и не эмитент, а не имеющий к бумагам никакого отношения "Вэб-инвест Банк". Инвестору, кликнувшему на баннер, предлагалось ознакомиться с аналитикой банка по газовому концерну. "Газпрому" лишний PR совсем не нужен: закон запрещает рекламу облигаций до их государственной регистрации, а Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) завизировала проспект эмиссии только 25 октября. Близкий к "Газпрому" источник говорит, что действия "Вэб-инвест Банка" насторожили компанию: "Бежать впереди паровоза нельзя". По его словам, "Газпром" предупредил "Вэб-инвест Банк" о незаконности его действий, но никаких адекватных шагов со стороны банка не последовало. В "Ренессанс Капитале" не стали комментировать поведение бывшего партнера (вместе с "Вэб-инвест Банком" компания организовывала выпуск облигаций "Уралсвязьинформа"). А начальник отдела корпоративных финансов ПСБ (СПб) Инна Шиганова считает, что действия "Вэб-инвеста" "находятся за пределами этических правил". Один из участников рынка, пожелавший остаться не названным, говорит, что все уже привыкли к агрессивному поведению "Вэб-инвеста" в плане PR и рекламы. Он напомнил еще одну историю, связанную с "Газпромом". Выкупив небольшой объем векселей концерна, банк на том же сайте разместил баннер, оповещавший потенциальных инвесторов о выпуске. Из текста выходило, что "Вэб-инвест" - основное действующее лицо в размещении, хотя главным организатором выступал Доверительный и инвестиционный банк. Председатель правления "Вэб-инвест Банка" Александр Винокуров удивлен критикой коллег. "Мы стараемся рекламировать рынок целиком, и нам нужны помощники", - заявил он "Ведомостям". Злополучный же баннер, по его словам, вовсе не реклама облигаций "Газпрома", а "возможность обратить внимание на рекомендации аналитиков банка", которые являются частью серии исследований под общим названием "Легенды осени". Кроме "Газпрома" специалисты банка проанализировали займы РАО ЕЭС, Москвы, "АЛРОСА", наиболее интересные, по их мнению, для потенциальных инвесторов. Отсутствие какого-либо упоминания о "Вэб-инвест Банке" на самом "теле" баннера он объяснил незамысловато: "Этот угол [на сайте Cbonds.ru] висит за нами 1,5 года. Я привык, что это наш баннер, и думал, что к этому привыкли и посетители сайта". Поведение банка заставило участников рынка задуматься не только об этике, но и о юридических проблемах, связанных с рекламой. Профучастники не устают дискутировать по поводу законности предварительного оповещения о предстоящей эмиссии облигаций. "Если эмитент и организатор выпуска просто информируют рынок о своих планах, не давая при этом оценок, - это не реклама", - полагает вице-президент МДМ-банка Дмитрий Волков. Он убежден, что PR-кампанию надо начинать заранее: "Многим крупным инвесторам для работы с бумагами необходимо заранее установить лимиты, а это длительная процедура". Волков также напоминает, что нормативные акты ФКЦБ позволяют заранее рассылать проспекты эмиссии, правда, с пометкой об отсутствии госрегистрации. В ФКЦБ о "рекламных" проблемах наслышаны. Там, правда, считают, что следить за торопливыми эмитентами должны антимонопольные органы. К числу же своих полномочий ФКЦБ относит контроль за недобросовестной рекламой, содержащей недостоверные сведения (например, неверные параметры эмиссии). "Сейчас мы готовим документы по отслеживанию такой рекламы, в том числе и в Интернете", - сообщил "Ведомостям" источник в комиссии. Новые инструкции появятся уже до конца года. В МАПе случаев излишней суетливости организаторов выпусков не зафиксировано. Замглавы этого ведомства Андрей Кашеваров говорит, что, если участников рынка беспокоит ситуация с "Вэб-инвестом", они могут инициировать расследование МАПа. Источник: Ведомости |