04.11.2002
У "Красной Шапочки" проблемы. Дорогое какао грозит ростом цен на шоколад

Шоколадный рынок России испытывает напряжение с сырьем. Из-за военного переворота в африканском государстве Кот-д' Ивуар, основном поставщике какао-бобов, цены на него резко подскочили. Ведущие российские производители кондитерских изделий не исключают, что цены на их продукцию вырастут.

Сегодня Россия закупает почти 80 тыс. тонн какао-бобов. Как отметил в четверг на пресс-конференции в медиа-центре "Известий" первый вице-президент ОАО "Красный Октябрь" Павел Черепанов, на отечественном рынке не так много фабрик, которые закупают сырье напрямую. Однако и те, кто занимается прямыми закупками, и те, кто покупает какао уже в России, поставлены в зависимость от основного поставщика — Кот-д' Ивуара. В этой стране собирают 1,2 млн тонн какао-бобов. И хотя проблем с урожаем не было, цены на какао резко выросли — с $1,3 тыс. за тонну до $2,3 тыс. (стоимость тонны бобов с учетом поставки в Москву).

Одна из причин — военный переворот в стране. Другая, по мнению представителей кондитерских фабрик, кроется в возможном ценовом сговоре между сырьевиками. 90% всего какао страны закупается 15 крупнейшими мировыми компаниями, которые теснейшим образом сотрудничают с транснациональными корпорациями, такими, как "Нестле", "Кэдберри".

Сейчас российские компании не делают больших закупок какао, надеясь на снижение цен. К тому же компании стараются фиксировать сырьевые цены по фьючерсным контрактам. "Мы поднимали цены на продукцию летом, — говорит генеральный директор Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов, — и думаем, что в течение 2003 года стоимость наших конфет не изменится". У "Красного Октября" за сентябрь-октябрь цены повысились на 15% и, по словам Павла Черепанова, повышаться они не будут.

Впрочем, из-за роста цены на сырье производство и прибыль фабрик может снизиться, а соответственно, сказаться и на рыночной доле. По данным кондитеров, отечественные фабрики занимают от 12 до 15% рынка. По отдельным оценкам, он равен $2 млрд. Вместе с сырьевым фактором на российские компании могут влиять и мировые, например, "Нестле", "Кедберри", "Крафт фудс", на которые приходится остальная доля рынка. Все они имеют производства в России и, по мнению Павла Черепанова, его дотируют, поддерживая низкие цены.

Источник: Известия