12.11.2002
МТС налаживает выпуск «Джинс»



Новым продуктом «Джинс» сотовая компания «Мобильные ТелеСистемы» нацеливается на двух зайцев: запустить под единой маркой собственный пре-пейд тариф по всей российской сети и вернуть себе высокую долю новых подключений на столичном рынке.

Крупнейшая российская сотовая компания собирается преподнести сюрприз. Уже несколько дней центральные каналы телевидения демонстрируют новые ролики «Мобильных ТелеСистем», где рекламируется брэнд – «Джинс». В пресс-службе МТС сказали, что новый продукт «очень востребован рынком» и появится сразу во всей сети компании, однако отказались даже сообщить дату официального его представления, не говоря уж о каких-либо деталях. Больше всего развивающийся и небогатый российский сотовый рынок нуждается в соответствующем тарифе.

Если посмотреть на структуру продаж, то из всех новых подключений доля контрактных тарифных планов все время снижается, а доля предоплаченных тарифов – пре-пейд – растет (от авансовых планов такие тарифы отличаются удобным как для компании, так и для абонента «горячим биллингом» – средства списываются в режиме реального времени). МТС оставалась единственной на российском сотовом рынке крупной компанией, которая не имела конкурентоспособного пре-пейда, и именно поэтому в Москве по динамике новых подключений компания начала сильно сдавать «ВымпелКому».

«Джинс» должен заполнить этот пробел. Это будет прямой конкурент «Би плюсам» «ВымпелКома» и «GSMЛайту» «МегаФона» – пре-пейд без абонетской платы. Дилеры говорят, что «Джинс» официально появится в продаже в пятницу 15 ноября. Однако оценить коммерческую привлекательность нового продукта МТС продавцы пока не могут – более подробную информацию о пре-пейд тарифе они ожидают получить не ранее среды 13 ноября.

Предполагается, что абонентам «Джинс» будет доступна услуга внутрисетевого роуминга и будет предоставлена возможность выбора поминутной или посекундной системы тарификации. Не исключено, что МТС сделает возможным переход на «Джинс» c других тарифных планов с сохранением номера.
Самым мощным генератором слухов и спекуляций вокруг «Джинс» остается цена минуты.

В сотовых интернет-форумах активно и всерьез обсуждают стоимость минуты связи в новом тарифе на уровне от $0,06 (при звонках на телефоны МТС) до $0,09 (при звонках на местные номера). Подобная ценовая сетка действительно может быть принята для нового пре-пейда МТС. Однако тут сразу нужно сделать важную оговорку: «Мобильные ТелеСистемы» всегда придерживались принципа дифференцированно подходить к формированию цен в разных регионах.

Сотовыми трубками В России сейчас пользуется 15,4 млн человек. Такие данные по состоянию на 31 октября приводятся в отчете ACM-Consulting.

По показателю чистого прироста абонентов в целом по России в октябре лидером стал «ВымпелКом», консолидировавший в прошлом месяце 103 тыс. абонентов дочерней «Би Лайн–Самары». Без их учета первое место по количеству чистых подключений занимала бы МТС – 38% против 35% у «ВымпелКома». Чистый прирост в регионах у МТС составил 220 тыс. против 190,55 тыс. у «МегаФона» и 102,5 тыс. у «ВымпелКома».

В Московской лицензионной зоне (Москва и область), доля «ВымпелКома» по чистому приросту абонентской базы в октябре увеличилась до 60% (53% в сентябре). Доля МТС составила 29% (36%), «МегаФона» – 11% (12%). В абсолютных цифрах преимущество зоне по-прежнему сохраняет «ВымпелКом» – 3,48 млн абонентов на конец октября (3,3 млн абонентов в сентябре), МТС обслуживает 2,773 млн (2,69 млн), общее число абонентов московской сети «МегаФон» – 194,8 тыс. (162 тыс.).

Суммарная абонентская база МТС достигла, по оценкам AC&M, 5,75 млн человек, «ВымпелКома» (включая абонентов «Би Лайн–Самары») – 4,283 млн, «МегаФона» – 2,51 млн человек. Таким образом, на долю «большой сотовой тройки» сейчас приходится уже 81,4% всех абонентов сотовой связи в России.

Вряд ли компания решится вводить во всей своей сети унифицированные цены для «Джинс». Те же шесть и девять центов за минуту разговора, способные в столице привести к переделу рынка, в питерском филиале МТС, или, например, в сети дочерней «Кубань GSM» просто не вызовут особого интереса (у последней, кстати, уже есть три собственных пре-пейд тарифа без абонплаты с ценой минуты от $0,03). Логичным выглядит лишь предположение, что «Джинс» в Москве будет дешевле существующих пре-пейд предложений конкурентов. Но не настолько, чтобы на него начались массовые переподключния собственных же абонентов. Стоимость минуты в пре-пейд тарифах «ВымпелКома» в настоящее время составляет $0,12–0,19 (или $0,19–0,29 при тарификации с первой секунды). В аналогичном предложении «МегаФона» цена минуты несколько ниже – $0,05–0,2 (тарификация осуществляется с начала разговора отрезками по 4-10 секунд). Причем у обеих компаний тарифы пре-пейд, как правило, несколько выше тарифов для контрактных абонентов. Напомним, что и у самой МТС имеется собственный пре-пейд без абонплаты «ТАКСАфон» (который может служить лишь ярким подтверждением правила: подключение – $9,6, минута исходящей или входящей связи – от $0,15 до $0,37).

Мнения дилеров относительно цен в новом тарифе несколько разнятся. В торговом доме «Евросеть», владеющей развитой сетью салонов связи, рассчитывают, что МТС сделает весьма выгодное по тарифам предложение – «этого требудет усилившаяся на московском рынке конкуренция». «МТС славится качеством связи, и уже это привлечет к «Джинс» новых абонентов», – полагают в «Максусе» (сеть салонов «Связной»).

Аналитики не исключают, что МТС, выводя новый продукт, может пойти и на демпинг (тем более что в практике этой сотовой компании подобное случалось не редко), чтобы резко улучшить статистику по новым подключениям в Москве. Однако приведет ли новый виток ценовой войны к нужному для МТС результату, предсказывать не берется никто.

Источник: Газета.RU