26.11.2002

Враг бизнеса - крупный бизнес. ЕБРР нашел врагов российского малого и среднего бизнеса - это наши же крупные холдинги.



Именно они, по заключению банка, мешают перетоку капитала из сырьевых секторов в высокотехнологичные производства и душат предпринимательскую инициативу. Российские экономисты и бизнесмены считают главным противником предпринимательства не крупные компании, а государство.
Вчера ЕБРР выпустил ежегодный доклад об экономическом развитии Центральной и Восточной Европы и стран СНГ. Банк пишет, что вертикально-интегрированные холдинги приобрели в России большой экономический и политический вес, особенно в нефтяной промышленности и металлургии. Господство холдингов, говорится в докладе, препятствует развитию конкуренции, затрудняет приток прямых иностранных инвестиций и не позволяет диверсифицировать источники экономического роста, сделав его менее зависимым от сырьевого экспорта.

ЕБРР в своем докладе противопоставляет Россию "передовикам" капиталистического развития вроде Польши, где малые предприятия стали главным источником роста экономики и занятости. Там в компаниях численностью до 250 человек работает 50 - 70% трудоспособного населения, а в России (данные 2001 г. ) - всего 26%. В усилении холдингов ЕБРР видит угрозу развитию предпринимательской среды и рекомендует правительству ограничить их влияние.

У предпринимателей, желающих начать свой бизнес в России, слишком мало стимулов и слишком много препятствий, сочувственно пишут эксперты ЕБРР. Региональные власти и регулирующие органы благоволят крупным компаниям. Чиновники помогают холдингам повысить барьер для входа на рынок, отмечает ЕБРР. Как сказал "Ведомостям" главный экономист ЕБРР Уиллем Бруитер, банк выступает не против холдингов как таковых, а против монополизации ими рынков и искусственного ограничения конкуренции. "Чтобы построить НПЗ или трубопровод, - говорит Бруитер, - нужны огромные деньги и мощности. Но для открытия АЗС этого не нужно. У людей должна быть возможность взять кредит, начать дело и успешно работать".

Четыре месяца назад главный экономист ИК "Тройка Диалог " Евгений Гавриленков опубликовал доклад на ту же тему - "Чем чревата чеболизация". Вывод экономиста: инвестиции экспортеров сырья в тяжелое машиностроение, автозаводы и агропром в краткосрочной перспективе полезны, но чреваты сращиванием власти и бизнеса. По мнению Гавриленкова, сейчас Россия выбирает между чеболизацией и развитием конкуренции. Последняя невозможна без мощного финансового сектора, но он не нужен вертикальным холдингам: они могут перераспределять финансы без помощи банков.

Исполнительный директор Центра развития Андрей Клепач, напротив, называет рассуждения ЕБРР "типичной и неверной точкой зрения". Наши холдинги, считает он, - не тормоз, а мотор роста. Мешает же им государство, не желающее облегчить инвестирование в обрабатывающие отрасли. А Александр Агибалов из "Атона" утверждает, что, например, малые и средние металлургические предприятия нежизнеспособны.

Зампред правления финансово-промышленного холдинга "Интеррос" Сергей Алексашенко вообще не согласен с постановкой проблемы. "До чеболей нам далеко - в Корее государство использовало частный бизнес для ускоренного развития экономики. У нас же нет ни чеболей, ни развития, а конкуренции мешает только государство", - говорит Алексашенко. По его мнению, мелкие и крупные компании в основном не конкурируют друг с другом, так как работают в разных сегментах: "Кто в России конкурирует с "Норникелем"?

"Маленькие" предприниматели тоже не считают российские ФПГ своими врагами. Совладелец небольшой лесопилки в Кировской области Кирилл Криваксин говорит, что давления крупного бизнеса не ощущает и от коллег-лесопильщиков тоже подобных жалоб не слышал. Наиболее уязвимым местом своего бизнеса предприниматель считает поставку сырья и говорит, что пока есть возможность закупать лес у независимых заготовителей. А гендиректор специализирующейся на пошиве спецодежды фирмы "Формика" Илья Хандриков утверждает, что крупные структуры не оказывают прямого воздействия на мелкий и средний бизнес. Гораздо больше угроза со стороны "номенклатурных" и "теневых" бизнесменов. Первые имеют возможность "приклеиваться к госструктурам и получать заказы", а вторые развивают свой бизнес за счет уведенных от налогообложения средств.

Источник: Ведомости