Новый партнер Ивана Таранова. TPG Aurora покупает ПИТ на пороге стагнации в пивной отраслиУ "Пивоварен Ивана Таранова" появился новый инвестор - фонд TPG Aurora. В сентябре этот инвестфонд стал одним из совладельцев компании и обещает вложить в предприятия "Пивоварни" до $56 млн. Учитывая, что в будущем году пивную отрасль ожидает стагнация, это рекордная сделка с иностранными инвестициями на российском пивном рынке. "Пивоварни Ивана Таранова" выпускают пиво под марками "ПИТ", "Три медведя", "Доктор Дизель", Red Bull, Goesser. Компания считается среди пивоваров "крепким середнячком". По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", "Пивоварни" в сентябре контролировали 3,3% российского пивного рынка - существенно больше, чем, например, Efes или SABMiller. Фонд прямых инвестиций TPG Aurora входит в группу инвестфондов Texas Pacific Group, управляющую капиталом, превышающим $10 млрд. Сам TPG Aurora, учрежденный в 1998 г. Texas Pacific Group и ЕБРР специально для инвестиций в российские компании, распоряжается $225 млн. До недавнего времени структура собственности ПИТ была крайне запутанной: активы компании контролировались несколькими офшорными фирмами, за которыми скрывались основные владельцы, большинство из которых являются топ-менеджерами "Пивоварен". Как рассказал "Ведомостям" управляющий директор TPG Aurora Борис Карлов, незадолго до сделки в компании была проведена реструктуризация. В результате владельцем более чем контрольных пакетов акций трех пивоваренных заводов ПИТ - Новотроицкого, Калининградского и "Амур-пива", - а также дистрибьюторской компании "Северные ветры", которая продает продукцию "Пивоварен" и импортных марок Corona и Fosters, стало ЗАО "ПИТ". Единственным акционером ЗАО, в свою очередь, является кипрская компания Ivan Taranov Breweries. Именно в ней, как говорит Борис Карлов, фонд и получил "значительную долю", выкупив дополнительную эмиссию акций компании. Председатель совета директоров ЗАО "ПИТ" Евгений Кашпер подтвердил "Ведомостям" эту информацию. Размер эмиссии и пакета акций, владельцем которого стал TPG Aurora, партнеры не раскрывают. Источник, знакомый с условиями сделки, сообщил "Ведомостям", что инвестфонд приобрел от 30% до 40% кипрского офшора. По его словам, после завершения сделки в совете директоров ЗАО "ПИТ" будут работать по три представителя владельцев пивоварни и инвестфонда. В обмен на акции, обещает Борис Карлов, TPG Aurora вложит в ПИТ до $56 млн. В этом случае приобретение акций ПИТ станет одной из крупнейших сделок в отечественной пивоваренной индустрии. Например, один из фондов Джорджа Сороса в этом году заплатил $35 млн за 15% акций компании Efes International, владеющей пивоварнями в России, на Украине и в Казахстане. А в расчете на единицу мощности по производству пива "Пивоварни" обошлись TPG Aurora на 20% дешевле, чем питерская компания "Браво" - голландской Heineken, говорит аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко. TPG Aurora приобрел долю в ПИТ потому, что считает эту компанию самой динамично развивающейся на российском рынке, объясняет Карлов. По оценке "Бизнес Аналитики", с января по октябрь доля компании на национальном рынке увеличилась в 1,5 раза - до 3,3% рынка. ПИТ собирается наращивать долю и дальше, ведь, по словам Евгения Кашпера, компания намерена потратить вырученные от продажи акций средства на увеличение мощностей по выпуску пива. Планируется, что к концу года ПИТ будет выпускать 7 млн гектолитров пива - почти вдвое больше, чем сейчас. Для этого ПИТ планирует начать строительство нового завода или приобрести готовое производство в московском регионе. Однако конкуренты относятся к этим планам скептически. Они отмечают, что TPG Aurora покупает долю в ПИТ в тот момент, когда рост в пивоваренной отрасли сходит на нет. Эксперты прогнозируют, что в будущем году темпы роста пивной отрасли будут существенно скромнее нынешних 14%. Например, по оценке президента крупнейшей пивоваренной компании "Балтика" Таймураза Боллоева, производство пива в 2003 г. увеличится лишь на 7%. "У [ПИТ и TPG Aurora] достаточно амбициозные планы. Посмотрим, как они сумеют реализовать их на фоне стагнирующего рынка", - говорит Дмитрий Ситников, коммерческий директор компании "Браво". Источник: Ведомости |