03.12.2002

Загадочная интернет-реклама. Сколько ее продается, не знает никто



Объем российского рынка интернет-рекламы в этом году составит, по разным прогнозам, от $5 млн до $17 млн. В таких различиях оценок игроков рынка нет ничего удивительного: методики точного подсчета объема оплаченной рекламы в Рунете не существует.

По данным недавно опубликованного ежегодного отчета Российской торгово-промышленной палаты (ТПП) , обороты рынка интернет-рекламы в 2001 г. составили от $3 млн до $5 млн. В то же время один только холдинг "РосБизнесКонсалтинг" (РБК) утверждает, что в минувшем году заработал на рекламе в Сети $7,75 млн.

Гендиректор "РосБизнесКонсалтинга" Юрий Ровенский утверждает, что в прошлом году весь рынок интернет-рекламы в Рунете составлял $12 млн. По его мнению, одна из причин столь серьезного расхождения в оценках - неприменимость к Интернету традиционной методики анализа рынка. "Когда оценивают объем офлайнового рекламного рынка, суммируют обороты рекламных агентств. Однако к нам больше 90% рекламодателей приходит напрямую, минуя рекламные агентства", - говорит Ровенский. Методики же, по которым емкость рынка пытаются оценить, умножая общее количество показов рекламных баннеров на среднюю стоимость показов, также дают искаженную картину, так как стоимость показов на ресурсах РБК выше, чем в среднем на российских сайтах, считает Ровенский.

Прошлогодний рекламный доход РБК в $7,75 млн был отражен в финансовом отчете холдинга, прошедшем аудит KPMG. При этом учитывались только реально оплаченные рекламные показы, а не бартерные обмены баннерами и спонсорские услуги. Правда, такая цифра продолжает вызывать недоумение рынка. "Если посмотреть на расценки РБК и предположить, что они распродали все рекламные площади, общий доход может составить не больше $4 млн", - говорит один из игроков рынка. По оценкам Экспертного совета Российской ассоциации рекламных агентств, за первые девять месяцев 2002 г. оборот рынка интернет-рекламы составил $6 млн, а по итогам года он должен достигнуть $9 млн, увеличившись на 125% по сравнению с 2001 г.

Единственное, в чем игроки отечественного онлайнового рынка единодушны, - это что в 2002 г. он удвоится по сравнению с прошлым годом. Аркадий Волож, гендиректор компании "Яndex" - владельца одноименного интернет-портала, оценивает прошлогодний оборот рынка интернет-рекламы в $5 млн и полагает, что в 2002 г. он достигнет $10 млн. При этом, по мнению Воложа, "Яndex" контролирует около 15% рынка. Юрий Ровенский из РБК считает, что в 2002 г. объем рынка составит "не меньше $17 млн". Оценки президента крупнейшего онлайнового рекламного агентства IMHO VI Арсена Ревазова куда более скромны. Он считает, что в этом году оборот рынка составит около $5 млн, удвоившись по сравнению с прошлым годом. И он также прогнозирует ежегодное удвоение рынка в течение ближайших нескольких лет.

В отчете ТПП отмечается, что в прошлом году обороты рынка российской интернет-рекламы оказались ниже тех, на которые делалась ставка в период бума конца 1999 - начала 2000 гг. "Ожидания прихода рекламодателей из числа производителей продуктов питания и услуг оказались несостоятельными. Основную массу рекламодателей составляли производители компьютерной техники, телекоммуникационные компании и онлайновые СМИ", - говорится в отчете.

Однако сами игроки рынка видят противоположную тенденцию. "В последнее время в Интернете увеличилось количество рекламы автомобилей. Налицо появление рекламы потребительских товаров", - говорит Ревазов из IMHO VI. Ровенский также не согласен с выводами ТПП. "В 2000 и 1999 гг. большинство рекламы действительно относилось к рынку компьютерного и IT-оборудования, - говорит он. - Но в прошлом и в этом году стали активно рекламироваться профессиональные услуги, эксклюзивные вещи. Пришли компании, предлагающие недвижимость".

Источник: Ведомости