06.12.2002

Черная метка. Для производителей коктейлей



Вступающие с нового года в силу поправки к ГОСТу на производство слабоалкогольных напитков могут уже в начале января привести к остановке большинства предприятий отрасли. В частности, производителям теперь запрещено указывать на упаковке какие-либо названия фруктов, если в коктейле не содержится соответствующий сок. Представители предприятий говорят, что отрасль может понести суммарные потери примерно в $80 млн. В конце ноября Информационный бюллетень Госстандарта обнародовал ряд вступающих в силу с 1 января изменений к ГОСТ Р 51074-97, регулирующему реализацию пива и слабоалкогольной продукции.

Производители пивобезалкогольной продукции обсуждали требования к изменению маркировки продукции еще с начала этого года. Но в вышедшем в свет 25 ноября бюллетене директора компаний обнаружили ряд неожиданностей. Новая редакция ГОСТа запрещает производителям использовать в наименовании коктейлей названия фруктов и "других плодов", если сам напиток содержит меньше 10% соответствующего сока. Указано также, что в дополнение к дате истечения срока годности товара теперь компании обязаны писать дату производства напитка и фактический адрес производства напитка.

"Мы удивлены тем, что увидели", - говорит Вадим Панченко, гендиректор компании "Мега Пак", крупнейшего предприятия в Подмосковье по розливу слабоалкогольных напитков (торговые марки Hooch, "Девятка", Gordon's и др. ). По его словам, если ГОСТ вступит в силу в предложенной редакции в январе, компании придется отказаться от выпуска 95% продукции и приспосабливаться к изменениям в течение 1,5 - 2 месяцев - столько потребуется, чтобы согласовать новую рецептуру напитков с регулирующими органами и дождаться выпуска новой упаковки. Обсуждавшиеся ранее требования носили существенно более мягкий характер, говорит Панченко.

С Панченко согласен гендиректор компании "Хэппилэнд" (марки "Кольца", "Трофи", Gordon's) Игорь Барбашов: по его оценке, для того чтобы индустрия приспособилась к новым условиям, придется ждать до трех месяцев.

По словам руководителя крупной компании, за время приспособления к новым требованиям ГОСТа потери компаний могут составить около $70 - 80 млн.

Представитель Госстандарта Лидия Бринчук заявила, что об основных поправках к ГОСТу руководители компаний знали заранее. Однако большинство опрошенных "Ведомостями" руководителей компаний утверждают, что новшества, касающиеся новой маркировки упаковки, стали известны им лишь на этой неделе. По словам Бринчук, ведомство еще не приняло решения относительно того, когда поправки должны вступить в силу.

"Заявляя о вступлении поправок к ГОСТу за несколько дней до даты вступления его в силу, они грубо нарушают правила принятия новых ГОСТов", - говорит Барбашов. По его словам, предложенные поправки, например о содержании натуральных соков, не обсуждались ранее на необходимых в таких случаях технических комитетах при Госстандарте.

РАСТУЩИЙ СЕГМЕНТ: По данным маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", в этом году оборот рынка слабоалкогольных коктейлей составит около $350 - 400 млн, а потребление такой продукции вырастет на 30%. В отличие от других сегментов пивобезалкогольной индустрии производители коктейлей сильнее остальных страдают от административных новшеств. В результате изменения системы сбора акцизов в мае прошлого года большинство производителей вынуждены были свернуть реализацию продукции на два месяца. В конце 1999 г. Очаковский пивобезалкогольный комбинат понес убытки на $7 млн из-за попытки торгинспекции отозвать из продажи якобы неправильно маркированный джин-тоник.

Источник: Ведомости