10.12.2002

Новогодняя прибыль. Ритейлоры заработают перед праздниками вдвое больше, чем год назад



За две недели предпраздничной торговли столичные магазины заработают вдвое больше, чем перед прошлогодними новогодними торжествами. По мнению аналитиков, в декабре оборот московской розницы достигнет $600 млн. Если специализированные сети и супермаркеты надеются получить свой кусок новогоднего "пирога", устраивая специальные акции и распродажи, то немногочисленные пока в столице гипермаркеты никакой предпраздничной активности не развивают: им приток дополнительных клиентов может только повредить.
Торговцы говорят, что самое горячее для них время - последние декабрьские недели и первые дни января. "Как правило, в первой декаде декабря число покупателей удваивается, а к концу предновогоднего месяца увеличивается в 3,5 раза по сравнению с обычным месяцем", - говорит пресс-секретарь компании "Мир" Сергей Зуев. "С 10 декабря по 5 января хорошая розничная сеть может сделать 2 - 2,5 месячных оборота", - отмечает менеджер по работе с ключевыми клиентами компании "Дэнди дистрибьюшн" Кирилл Терещенко. Оборот вырастает за счет двух групп товаров - подарочных (в том числе сувениров и детских товаров) , а также еды и напитков к праздничному столу.

Большинство ритейлоров стремится к тому, чтобы покупатели "закупились" к новогодним праздникам именно в его магазине. Торговцы объявляют о снижении цен, придумывают рекламные акции, заключают эксклюзивные договоры на поставку товаров, наиболее востребованных в этот период. Есть, впрочем, и исключение: московские гипермаркеты никаких специальных предновогодних акций не устраивают: здесь уверены, что клиент придет и так.

Покупатели меняются.

Эксперты и участники рынка называют несколько причин роста показателей "цивилизованного рынка" в этом году. "Число квадратных метров торговой площади в столице по сравнению с прошлым годом как минимум удвоилось", - говорит аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Алексей Кривошапко. "К тому же в этом году прослеживается тенденция к увеличению стоимости чека, - отмечает исполнительный директор компании "СВ" (сеть "Техносила") Владимир Левченко. - Это свидетельствует об улучшении благосостояния москвичей: покупатель берет больше и дороже".

По оценке аналитика Brunswick UBS Warburg Владимира Савова, оборот московского розничного рынка составит в этом году $36 млрд. На долю "цивилизованной" розницы (магазины западных форматов - супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров и пр. ) приходится порядка 10% этой суммы.

По данным ОФГ, в 2002 г. потребительские расходы в долларовом выражении выросли более чем на 10%. Схожие данные приводит Минэкономразвития. А объемы продаж супермаркетов, поясняет экономист ОФГ Алексей Заботкин, растут существенно быстрее, чем доходы населения: покупатели все активнее переключаются с рынков на "цивилизованную" розницу. "Появилась прослойка москвичей, которые уже закупаются только в сетевых магазинах", - говорит Терещенко. И вот эта прослойка, полагают собеседники "Ведомостей", предпочтет не "бегать" по различным магазинам, а пойти в какой-либо крупный один торгцентр, скажем в Auchan, Metro или "Рамстор", чтобы единовременно закупить к праздникам все, что нужно: и еду, и напитки, и подарки.

По оценке Алексея Кривошапко, совокупные продажи "цивилизованной розницы" в декабре достигнут в общей сложности $600 млн.

Розничные рекорды.

Сети гипермаркетов и супермаркетов, чтобы привлечь покупателей, организуют рекламные акции и дисконтные программы в течение всего года. "В центрах Metro Cash & Carry на днях откроется отдел сезонных товаров, но каких-либо специальных [предновогодних] акций проведено не будет", - говорит пресс-секретарь компании Юлия Белова. "Нам не нужно проводить специальные акции: мы и так продаем товары по очень низким ценам, у нас в магазине очереди, что не является нашим плюсом", - заявил "Ведомостям" представитель Auchan, попросивший не упоминать его имя в печати. По мнению Терещенко, Metro и Auchan сейчас невыгодно стимулировать продажи, так как в случае огромного наплыва покупателей могут образоваться "дыры" на полках - а это может произвести неблагоприятное впечатление на покупателей, особенно посетивших эти торгцентры впервые.

Специализированные розничные компании и владельцы сетей небольших магазинов не сомневаются, что хорошо заработают в эти праздники, несмотря на конкуренцию со стороны гипермаркетов. Например, в сети "Пятерочка" рассчитывают, что нынешний предпраздничный сезон принесет в 1,5 - 2 раза больше, чем прошлогодний. Пресс-секретарь сети Сергей Москвин сообщил, что ежемесячный оборот компании составляет сейчас $40 млн, а в декабре увеличится на 20 - 25% по сравнению с ноябрем. Сеть супермаркетов "Седьмой континент" планирует в декабре выйти на выручку примерно в $70 млн, что на 55% больше прошлогоднего показателя. А декабрьская выручка компании по продаже косметики и парфюмерии "Арбат престиж", по данным ее представителей, должна вырасти по сравнению с аналогичным периодом 2001 г. втрое и составить $30 млн. Особняком стоит центральный московский "Детский мир": он рассчитывает получить от предновогодней торговли $7,7 млн - в шесть раз больше продаж в обычном месяце. По словам зампредседателя совета директоров ОАО "Детский мир" Гарника Оганесяна, такие показатели магазину обеспечит торговля елочными игрушками и украшениями, выручка от продажи которых должна составить $5,8 млн.

"Технари" готовы торговаться.

Многие сети супермаркетов, к примеру "Патэрсон", "Перекресток", "Пятерочка", "Седьмой континент", запланировали на предновогодний период специальные программы для детей, а также лотереи и совместные акции с крупными поставщиками известных брэндов. Это позволит самим ритейлорам сэкономить собственные бюджеты на предновогодние рекламные акции. Большинство сетей, как всегда, устраивает специальные скидки на ряд товаров. К примеру, в "Седьмом континенте" под лозунгом "праздничные цены" будет продаваться набор товаров, подобранных к новогоднему столу.

Специализированным магазинам в предпраздничный период придется постараться больше, чем супермаркетам. В сетях "Техносила", "Мир", "Партия" и "Спортмастер" скидки будут распространяться на многие фирменные товары. Скажем, покупатели "Техносилы" (как и в прошлом году) смогут поторговаться с продавцами, как на рынке, и еще сбросить цену. Акцент будет делаться на мелкой бытовой и электротехнике. Продажи "мелочи" в предновогодние недели вырастают примерно на 40% больше, чем всей остальной техники, утверждает Владимир Левченко.

ЗА ОКЕАНОМ: В США сезон рождественских распродаж начинается на следующий день после Дня благодарения. В первый же день сезона, 29 ноября, одна только сеть Wal-Mart получила доход от продаж в $1,43 млрд. Продажи товаров через Интернет в США достигли $234,2 млн. По данным Gallup, в этом году только на подарки средний американец потратит $769.

Источник: Ведомости