16.12.2002

British American Tobacco дали прикурить. Ее продукцию будут вытеснять с Урала и Поволжья



      На табачном рынке России разгорелся скандал. Несколько оптовых компаний из Тольятти, Самары, Оренбурга и ряда других городов заявили о создании Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков. Ее основной задачей декларируется вытеснение с рынка продукции компании British American Tobacco (BAT) и ее эксклюзивного дистрибутора в регионе – компании SNS. В BAT действия оптовиков назвали провокацией.

           British American Tobacco занимает, по данным компании "Бизнес-Аналитика", четвертое место на российском рынке – около 13,5%. Суммы объема продаж не разглашаются. По экспертным оценкам, он составляет $600-800 млн в год. Компании принадлежат фабрики "БАТ-Ява" (Москва), "БАТ-СТФ" (Саратов) и "БАТ-СПб" (Санкт-Петербург). Основные марки сигарет – Kent, Vogue, Lucky Strike, "Ява золотая". Продукция BAT продается через двух дистрибуторов – SNS (Москва, Урал, Поволжье, Сибирь и Северо-Запад) и "Тюсом" (Центральный регион, Юг, Дальний Восток, Москва). Они продают сигареты мелким оптовикам, которые и доставляют товар в розницу.

       В официальном заявлении, присланном представителями Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков в редакцию (оно называется "Kent нам не кент"), говорится, что производитель и его дистрибутор налаживают прямые продажи в розницу, в результате чего ущемляются права оптовиков. При этом ни SNS, ни BAT не готовы "к конструктивному разговору". Поэтому основной целью ассоциации на начальном этапе станет "снижение доли дистрибуции BAT на своей территории, создание нестабильной ценовой модели продукции BAT и дискредитация продукции BAT на уровне конечного курильщика".

       Как разъяснили представители ассоциации, они намерены закупать продукцию BAT в других регионах (SNS сразу отказалась поставлять свою продукцию членам ассоциации) и продавать ее либо значительно дешевле, либо значительно дороже установленных BAT цен. Первым шагом стала продажа сигарет розничным структурам с 15-процентной наценкой вместо установленных 2%. При нынешнем уровне конкуренции на рынке выход любой марки за предел того ценового сегмента, в котором она находится, может привести к серьезным снижениям продаж.

       По словам представителей ассоциации, компании, вошедшие в нее, контролируют продажи сигарет в Ульяновской, Оренбургской и Самарской областях, а также частично рынок Уфы. В общей сложности на этих рынках реализуется приблизительно шестая часть всей продукции BAT в России (около $100-120 млн). При этом через систему прямой доставки в розницу, принадлежащую SNS, проходит не более 15% сигарет. Остальные продажи в розницу контролируют члены ассоциации и другие оптовики. Соответственно, у ассоциации не будет проблем ни с закупкой товара, ни с его реализацией.

       В SNS, впрочем, думают иначе (см. интервью). В BAT-Russia от прогнозов пока отказались. Как отметил директор по маркетингу компании Дэвид Стир, "это похоже на PR-провокацию". Кроме того, господин Стир заявил, что если письмо действительно отражает намерения неких компаний, то "подобные действия содержат признаки нарушения антимонопольного и уголовного законодательства".

       Остается добавить, что данное выступление оптовиков – далеко не первое в истории табачного рынка. С аналогичными проблемами в свое время сталкивались Philip Morris и Gallaher. Самый же крупный "бунт" пришлось пережить в 1998 году Japan Tobacco International (в ту пору еще RJR International). Тогда десяток крупнейших московских оптовиков, обвинив своего поставщика в несправедливой ценовой политике, отказались от продажи сигарет "Петр I". RJR понесла ощутимые потери, закончив год с убытками. Однако тогда бунт все-таки подавили, договорившись с частью оптовиков. Точно так же заканчивались и другие выступления оптового звена.

       Большинство специалистов склоняются к мнению, что нынешняя ситуация будет развиваться по аналогичному сценарию. Как показал обзвон фирм–подписантов заявления, присланного в редакцию, только в двух компаниях (самарском "Яр-Табаке" и тольяттинском "Кусто") твердо заявили, что поддерживают "антибатовские настроения". В других компаниях ("Новатор", "Пауер", "Бодров", "Дворцовый ряд") ситуацию пока не комментируют. Кроме того, следует учесть, что SNS и тем более BAT обладают куда большими финансовыми ресурсами, нежели региональные оптовики. И, соответственно, при значительных финансовых вливаниях могут заново отстроить сбытовую сеть в регионе.

    "Насильно покупать сигареты мы никого не заставляем"

Заявление Уральско-Поволжской ассоциации табачных оптовиков согласился прокомментировать генеральный директор группы компаний SNS ОЛЕГ СМИРНОВ.

В заявлении говорится, что основная задача ассоциации – "создать нестабильную ценовую модель" и снизить долю BAT на рынке...

– Эти компании продают меньше 3% всей продукции BAT в России. Единственное, что они смогут,– это поднять волну общественного мнения. О какой "нестабильной ценовой модели" идет речь? По сути, реально о своей поддержке того плана, который есть у вас, заявили лишь компании из Самары, Оренбурга и Тольятти. В двух городах у нас есть собственные склады, с которых идут отгрузки клиентам и доставка в розницу. Сейчас мы усиливаем там собственную систему. Есть пока сложности по Оренбургу: у нас нет там склада. Но мы его откроем на этой неделе.

Ваши оппоненты заявляют о возможной продаже продукции BAT с 15-процентной наценкой вместо положенных 2%.

– Пусть продают, это их право. Я, правда, не знаю, кто у них будет покупать по таким ценам сигареты. Да и продавать там, собственно, нечего: у них товарных запасов максимум на три дня, а новые партии они не получают.

Но они говорят, что будут покупать сигареты в других регионах. Тем более что у BAT нет контроля за перетоком продукции из одного региона в другой...

– У нас 200 клиентов, и у "Тюсома" около 140. Мы точно знаем, сколько каждый из них может продать. Если кто-нибудь из клиентов вместо 50 обычных коробок закажет 100, к нему сразу возникнут вопросы. Никакого перетока товара не будет.

Ваши клиенты утверждают, что вы давали зарабатывать им на продаже всего 2%, тогда как для того, чтобы выходить "в ноль", необходимо 3%..

– Конечно, 3% лучше, чем 2%. В этом я с ними абсолютно согласен, я бы и сам хотел зарабатывать побольше. Но что поделаешь? На наш взгляд, 2% вполне достаточно, чтобы и затраты окупить, и прибыль получить. Если кому-то это не удается, он может выйти из бизнеса; насильно покупать сигареты мы никого не заставляем.        

Источник: Коммерсант