17.12.2002

Русский язык, суровый и доходный. Госдума приняла во втором чтении законопроект о государственном языке.



Если он будет принят окончательно, российских официальных лиц, журналистов и рекламщиков обяжут говорить и писать на литературном русском языке. За несоблюдение правил и употребление иностранных слов их будут штрафовать.

В среду парламент принял во втором, основном чтении законопроект «О русском языке как государственном языке Российской Федерации». «За» проголосовал 371 депутат, двое воздержались, против не был никто. Закон, как предполагают его авторы, должен защищать и развивать русский язык на территории всей России, что будет способствовать «приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов».

Согласно законопроекту, «государственный язык подлежит обязательному использованию» в официальной сфере, судопроизводстве, СМИ и рекламе. Как сказано в законопроекте, «при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации не допускается использование просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений».

Кроме того, запрещено употреблять иностранные слова, в том случае, если у них есть русский синоним, причем касается все это не только официальных переговоров, но и любых публичных выступлений, а также надписей на дорожных знаках, географических названий и наименований организаций.

Вещать не по-русски могут только СМИ на государственных языках республик или других языках народов России. Если же, к примеру, в Татарстане будет вывешен рекламный плакат на татарском языке, то его будет необходимо перевести на литературный русский язык «разборчиво и в том же объеме». Правда, на иноязычные брэнды действие закона распространяться не будет.

В первом чтении законопроект был принят 7 июля 2002 года. Ко второму чтению Госдума несколько его смягчила. Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» депутат Алексей Алексеев, всего было внесено около 50 поправок, профильный комитет по культуре и туризму рекомендовал принять около 30 из них.

В частности, депутаты разрешили журналистам не соблюдать нормы русского языка, если это «является неотъемлемой частью художественного замысла».

Кто и по какому принципу будет определять соответствие речи художественному образу, в законопроекте не указано. Тем не менее парламент одобрил это изменение быстро и без лишних разговоров.

Оживленную дискуссию в нижней палате вызвали другие поправки, большинство из которых, как сообщили в комитете по культуре и туризму, были редакционными.
Например, депутаты долго обсуждали название законопроекта. Профильный комитет предложил назвать его просто «О государственном языке Российской Федерации». Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» один из разработчиков законопроекта депутат Каадыр-оол Бичелдей, сделать это собирались только потому, что депутаты перебрали несколько тысяч законов, но ни в одном из существующих названий союз «как» не употреблялся.

Докладчик Алексей Алексеев, агитируя коллег, заявил, что «когда Дума принимала закон о госсимволике, мы же не называли его «О красно-сине-белом флаге как государственном флаге»». Однако депутаты пришли к выводу, что если закон о русском языке, то это должно быть понятно сразу, из названия -- иначе «граждане могут запутаться, какой государственный язык имеется в виду». По словам Бичелдея, «нижняя палата, сохранив проекту концептуальное название, одновременно создала прецедент в российском законотворчестве».

Как закон будет действовать, пока неясно даже самим его разработчикам.

Кто именно будет составлять списки «запретных» слов и ловить распускающих язык преступников, в законопроекте не сказано. Установлено лишь, что «порядок утверждения норм русского языка как государственного будет определять правительство». По словам Бичелдея, министры в скором времени должны разработать и принять соответствующие постановления: «Скорее всего, составлением норм государственного языка займутся специалисты институтов имени Пушкина и Виноградова, а также профессора Академии наук, совместно с Минобразования. Возможно, что будут выходить специальные бюллетени, в которых будет написано, какие слова использовать можно, а какие нет». Возможно, будет создан некий госорган, который будет отслеживать правомочность употребления того или иного слова или выражения.

Не определено в законе и наказание за разговорные выражения в официальной речи и варваризмы в газетах, на радио и телевидении. Определить, какое наказание ждет злоумышленников, должно правительство. Если за нецензурную брань в действующем Уголовном кодексе уже есть наказание, то большинство правонарушителей, употребляющих иностранные слова, скорее всего, ждет административная ответственность -- то есть штрафы. «Насколько они будут большими, тоже непонятно, известно только то, что все эти средства пойдут на поддержку русского языка», -- сообщил Бичелдей.

Причем, как уверен депутат, поддерживать государственный язык Российской Федерации будет чем: «Сами понимаете, что за это можно полстраны оштрафовать».

Источник: Газета.RU