Корпоративная газета в PR-действии
В справочных изданиях
о PR подробно описываются цели и задачи корпоративных изданий,
как сделать, чтобы газета или журнал, выпускаемый на предприятии, стал
полезным и интересным для каждого сотрудника, эффективным инструментом
внутреннего PR. Расходится ли теория с практикой? Об издании
«Панорама ЛОМО» корпоративной газеты ОАО «ЛОМО»
рассказала Наталья Константинова, начальник отдела
общественных связей предприятия.
В конце ноября PR-служба ОАО «ЛОМО» отметила
свой первый маленький юбилей выход 50-го номера корпоративной
газеты «Панорама ЛОМО». Расскажите, пожалуйста, как на Вашем
предприятии возникла идея издавать корпоративную газету, с чего все начиналось?
Издание
«Панорамы ЛОМО» продолжение давней традиции предприятия.
За многолетнюю историю жизни фирмы здесь выпускалось несколько заводских
газет. Однако в начале 90-х, в связи с экономическим
кризисом, ЛОМО пришлось «освобождаться» от всего, что не работало
непосредственно на выпуск продукции предприятия. Так, в 1993 году
ЛОМО лишилось своего еженедельника «Спектр», одной из лучших
в стране многотиражек. Два-три раза в год служба общественных связей
выпускала «Вестник ЛОМО», но он, конечно, не мог
полностью заполнить информационную нишу. Поэтому, когда экономическая ситуация
начала стабилизироваться, руководство фирмы поставило перед PR-службой задачу
организовать на предприятии издание корпоративной газеты.
Первый номер «Панорамы ЛОМО» увидел свет в марте 2000 года,
и сейчас газета является одним из каналов коммуникации на предприятии,
наряду с заводским радио и Интранетом.
Какова концепция Вашей газеты и в чем заключаются
ее цели?
Мы задумывали
«Панораму ЛОМО» как эффективный инструмент взаимодействия с сотрудниками
фирмы. Газета охватывает как внутренние, так и внешние группы общественности,
но приоритетной для нас является внутренняя аудитория. И общая цель
издания «Панорамы ЛОМО» это формирование благоприятной
коммуникационной среды внутри предприятия. В рамках данной цели газета
решает несколько задач. Это информирование сотрудников о том, что происходит
на предприятии, и о событиях, происходящих вне фирмы, но имеющих
к ней отношение. Это разъяснение сотрудникам решений, действий и планов
руководства. Это предотвращение кризисных ситуаций, вызванных слухами, а также
помощь сотрудникам в предоставлении информации от администрации, касающейся
решения актуальных вопросов и побуждение руководства к решению имеющихся
проблем. Это получение обратной связи от сотрудников.
С какой периодичностью выходит «Панорама ЛОМО»
и как распространяется?
Наш ньюслеттер
выходит на шести, иногда на восьми полосах в черно-белом исполнении
с периодичностью два раза в месяц. Газета печатается в цифровой
минитипографии ЛОМО, тираж составляет 800 экземпляров. Часть выпуска имеет
формат А3 и размещается на специально заказанных фирменных стендах
в подразделениях предприятия. Для руководителей, небольших коллективов
и внешней рассылки, в частности, деловым партнерам, печатаются экземпляры
меньшего формата А4. С электронной версией газеты ломовцы могут
ознакомиться на внутреннем сайте фирмы, а некоторые материалы «Панорамы
ЛОМО» мы размещаем и на нашем Интернет-сайте.
Как Вам удается решать поставленные задачи?
Если говорить о задаче информирования сотрудников, в «Панораме ЛОМО» мы освещаем очень широкий круг тем. Традиционно появляются материалы, связанные с корпоративным управлением публикации о собраниях акционеров, заседаниях Совета директоров и его решениях. Информируем мы сотрудников и о финансовых аспектах функционирования ЛОМО, показывая при этом зависимость между работой отдельно взятого человека и положением дел на предприятии. Много внимания уделяем вопросам, связанным с продукцией это новые разработки, развитие производства, продвижение продукции фирмы на внутреннем и внешнем рынках, использование продукции ЛОМО, например, применение микроскопов в медицинских учреждениях.
Большое значение придается и освещению в газете деятельности подразделений ЛОМО. Это необходимо для того, чтобы сотрудники представляли, чем занимаются их коллеги из других цехов и отделов, и в конечном итоге для создания у ломовцев чувства единой команды. Кроме того, такая информация помогает формировать подразделениям фирмы собственный имидж. Например, рассказав в газете о наиболее актуальных вопросах, стоящих перед отделом трудовых отношений и оплаты труда, мы продемонстрировали, что работа, которая обычно воспринимается людьми как «фискальная», очень важна как для ЛОМО в целом, так и для каждого сотрудника фирмы.
На страницах газеты мы публикуем много материалов о конкретных людях. Это может быть представление нового работника его трудовая биография, первые шаги на новой должности, а также личные качества и интересы. Часто в газете появляются поздравления сотрудников с юбилейными датами: днем рождения или годовщиной работы на ЛОМО, а также поздравления с присуждением работникам званий или наград. Все это можно отнести к моральному поощрению сотрудников фирмы.
Мы рассказываем в газете и о том, что происходит вне стен ЛОМО, например, о деятельности наших компаний-партнеров, об учебных заведениях, которые являются «кузницей кадров» для ЛОМО или о деловых поездках сотрудников ЛОМО за границу.
Конечно, это далеко не полный перечень освещаемых в ньюслеттере тем. Мы публикуем материалы об истории нашего предприятия, рассказываем о творчестве наших читателей, а также о нашем городе в преддверии его 300-летия, затрагиваем еще многие другие вопросы.
Разъясняя сотрудникам решения, действия и планы руководства, мы, как правило, публикуем материалы от лица самих руководителей. Темы статей могут быть самые разные: подведение итогов деятельности фирмы за определенный период, анализ ситуации и разъяснение стратегии развития фирмы, кадровые перестановки, объяснение причин и сути проводимой в фирме реорганизации. Практически в каждом номере газеты публикуется выступление одного из функциональных директоров.
Что касается предотвращения кризисных ситуаций, вызванных слухами, примером здесь может быть публикация, связанная с присвоением идентификационных номеров налогоплательщика. На страницах «Панорамы ЛОМО» был опубликован материал, в котором разъяснялись цели и порядок присвоения ИНН. Благодаря этому удалось преодолеть недоверие и беспокойство людей.
Каким образом Вам удается охватить в газете интересы всех
работников предприятия?
Мы стремимся
к тому, чтобы публикации действительно отражали проблемы, волнующие работников
предприятия. Получение обратной связи от сотрудников мы рассматриваем
как одну из главных задач газеты. Мы приветствуем материалы, которые
нам приносят сами ломовцы, и считаем, что газета должна быть не органом
пропаганды, а информационным каналом, через который каждый работник может
выразить свое мнение о происходящем. Например, одна из сотрудниц подняла
в своем материале проблему утраты на фирме понятия «уважаемого,
грамотного, нужного специалиста», подмену этого понятия исключительно
вниманием к «табели о рангах». Также в «Панораме
ЛОМО» была помещена остро критическая статья одного из рабочих, в которой
он вступал в полемику с руководством ЛОМО о результатах
деятельности предприятия в первом полугодии 2001 года с анализом
сложившейся ситуации.
Если возникает неоднозначная ситуация, мы предоставляем возможность высказаться
нескольким сторонам. Так было, когда решался вопрос о том, смогут ли
сотрудники фирмы получать бесплатные медицинские услуги в медсанчасти,
которая раньше относилась к ЛОМО, а теперь стала самостоятельной.
Полосы «Панорамы ЛОМО» были предоставлены как руководству фирмы,
так и медсанчасти.
Публикуя проблемные материалы, мы стараемся избегать раздувания скандалов.
Острые статьи в нашей газете обязательно аналитичны и конструктивны.
С какими трудностями приходится сталкиваться в ходе
издания корпоративной газеты?
Когда задача
по выпуску корпоративной газеты только была поставлена, PR-службе пришлось
решать множество проблем. Раньше 16-полостный еженедельник «Спектр»
выпускался редакцией, в штате которой состояло до 15 сотрудников.
Сейчас никого из них не осталось. Газета выпускается силами отдела
общественных связей. Только в прошлом году у нас появился редактор,
который имеет опыт издания многотиражки. Мы сами разрабатывали технологию
издания газеты, в частности, разрабатывали дизайн ньюслеттера, продумывали
процесс распространения газеты в подразделениях. Основной трудностью для
нас является сбор оперативной информации о событиях, которые происходят
на фирме. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что сотрудники дают
отрицательный ответ о наличии новостей, даже если на самом деле они
имеются. Мы стараемся решить эту проблему, налаживая теснейшее сотрудничество
с представителями подразделений фирмы. Конечно, хотелось бы публиковать
больше материалов, предоставленных самими сотрудниками. Еще одним важным вопросом
для сотрудников PR-службы является соотношение технологичности и креатива
в PR-деятельности. Нужно стремиться к тому, чтобы, с одной стороны,
издание газеты было управляемым процессом, а с другой
чтобы не было «заштампованности». Например, рассказывая о продукции,
мы стремимся к тому, чтобы материалы не были избитыми, «сухими».
Так, в статье «Рождение имени дело творческое»
один из конструкторов рассказал о том, как появились «женские»
имена приборов, которые разрабатывались в его конструкторском бюро. Важную
роль здесь играла «привязка» материала к дате выхода номера
накануне 8 марта.
Каким образом Вы оцениваете эффективность своей деятельности
по изданию «Панорамы ЛОМО»?
В прошлом году мы провели опрос среди сотрудников предприятия, целью которого было выяснить отношение ломовцев к корпоративной газете. Вот лишь некоторые из полученных данных. Выяснилось, что читают «Панораму ЛОМО» 83% респондентов, из них целиком 35% и выборочно 48%. Сотрудникам было предложено оценить газету по 5-балльной шкале, и средний балл составил 3,5. Мы получили много предложений ломовцев по развитию газеты: больше внимания уделять простым работникам, лучше освещать перспективы развития ЛОМО в целом и его подразделений, публиковать больше критических материалов. Самое главное, что результаты анкетирования не дают повода для самоуспокоения и заставляют работать над дальнейшим совершенствованием газеты. Подобный опрос мы планируем провести и в начале 2003 года.
Каковы планы редакции и дальнейшие перспективы?
В наших
ближайших планах, прежде всего, совершенствование механизмов сбора актуальной
информации о жизни фирмы и налаживания обратной связи с читателями.
Нам также хотелось бы расширить сеть своих собственных корреспондентов
в подразделениях фирмы. В прошлом году наша корпоративная газета была
отмечена дипломом финалиста на конкурсе «PRоба-2001». В этом
году мы ее не представляли на этот престижный конкурс. Надеемся
на участие в «PRобе» в будущем году. Но для
этого нам предстоит еще очень многое сделать. Впереди непочатый
край работы.
Источник: PR-NEWS.RU