08.01.2003

Могут ли российские газеты заработать в Интернете?



Юлия КАЗАКОВА, исполнительный директор Гильдии издателей периодической печати (ГИПП):

- В России Интернет пока используется неэффективно, и многим возможностям еще не нашли применения. Общий уровень доходов от деятельности газет в Сети ничтожен. Основная прибыль поступает от платной подписки на архив. Реклама приносит значительно меньшие суммы: сам рынок интернет-рекламы только начинает складываться. Привлечь читателей к сайту может дополнительная к печатной версии информация и новые комментарии.

Елена КОЛМАНОВСКАЯ, главный редактор "Яндекса":

- За последний год российские газеты стали активно осваивать пространство Интернета. Их сайты перестали быть запоздалыми слепками с бумажных версий. Некоторые эксперты даже говорят, что чисто онлайновые СМИ (за исключением самых крупных) постепенно сдадут позиции ресурсам крупных бумажных изданий. В то же время далеко не все возможные способы увеличения прибыли средствами Интернета могут быть эффективны в России. Достаточно тяжело в наших условиях газетам заработать на платной подписке и закрытых материалах. Дело в том, что заставить людей платить за общественно-политическую информацию и другие сведения широкого спроса практически невозможно. Массовая аудитория на это не пойдет. Есть, правда, модель платной подписки на специализированную информацию (финансовую аналитику, различные базы данных), но у такой информации в принципе мало потребителей, газетам же нужен широкий охват.

Для общенациональных газет возможен, впрочем, еще такой ход - создавать платные подборки материалов по какой-либо "горячей" теме за определенный период времени и сопровождать их аналитикой. Но это требует дополнительных усилий, и нет никакой гарантии, что аудитория не найдет информацию на ту же тему на каком-либо другом сайте - может быть, менее качественную, но зато бесплатно.

Так что газетные сайты нередко разочаровываются в политике платной подписки и возвращаются к открытому доступу. Но есть примеры, когда посетители все равно сторонятся их - по старой памяти.

Поэтому, на мой взгляд, наибольшие надежды сайтам российских газет следует связывать с привлечением рекламы. Причем речь идет не только о баннерах: сайты некоторых печатных СМИ размещают рекламу в виде текстовой информации - примерно таких же модулей, какие стоят в газетах. Например, информационные сообщения на сайтах газет нередко размещают магазины и рестораны.

Уповать на рекламу имеет смысл еще и потому, что у крупных изданий, как правило, достаточно много рекламодателей, размещающихся в печатных версиях. Полагаю, если приложить определенные усилия, их можно убедить в том, что имеет смысл поэкспериментировать и с сайтом газеты.

Что же касается специальных сервисов для рекламодателя, связанных со сбором интересующей его информации о посетителях, тут не все просто. Во-первых, по факту захода посетителя на сайт достаточно трудно отследить его предпочтения. Во-вторых, люди не очень любят, когда за ними следят, а в Интернете есть тысяча и один способ скрыть свое лицо. Да и уровень компьютеризации в России пока не слишком высок.

Источник: Известия МЕДИА