08.01.2003

Подсластить конфету. PR помогает производителям шоколада делить рынок

Несмотря на большой выбор и разнообразие, перед Новым годом шоколадные конфеты на полках не задерживаются. Без коробки конфет не обходится ни один новогодний стол. К тому же это универсальный подарок. Но публикации о производителях сладостей носят отнюдь не праздничную направленность. Жесткая конкуренция в этой отрасли вынуждает "шоколадников" целенаправленно и взвешенно выстраивать свою PR-политику. Как показывает пресс-рейтинг, подготовленный специально для "Известий" Национальным институтом изучения репутации (НИИ репутации), лидерство в информационном пространстве и лидерство на рынке - взаимозависимые категории.

Анна КАЛЕДИНА

В кондитерской отрасли, особенно в производстве шоколада, конкурируют несколько крупных российских производителей (со смешанной структурой капитала), а также международные компании, в большинстве уже обзаведшиеся российским производством. Борьба за рынок, который демонстрирует хотя и невысокую, но устойчивую тенденцию к росту (чуть более 12% в год), не ограничивается рекламными кампаниями. Несмотря на то что кондитеры являются одними из самых активных рекламодателей, отрасль активно стремится и к сотрудничеству со СМИ.

- Как конкурентная среда, так и привнесенные западные традиции определили высокую степень коммуникационной активности отрасли, - говорит Владимир Пахомов, директор НИИ репутации. - Уровень информационного присутствия в прессе "Красного Октября" и "Нестле" сопоставим с присутствием крупнейших банков, а уж банковский PR всегда считался образцовым.

Действительно, в кондитерской области, пожалуй, как ни в одной другой, наблюдается взвешенная и продуманная политика по продвижению как марок продукции, так и собственного бренда. Продукции - в основном через рекламу, а собственной марки - через PR. Об этом, в частности, свидетельствует структура информации о кондитерских компаниях в прессе: 32% публикаций затрагивает "политику развития компаний" и только 21% - "продукцию компаний".

Традиционные лидеры на рынке - "Красный Октябрь" и "Нестле" на протяжении многих лет сохраняют лидерство и в медиа-пространстве. За два года количество публикаций выросло почти на 30%. Несмотря на то что обе компании демонстрируют высокую PR-активность, они практикуют различные подходы во взаимоотношениях с прессой. Так, "Нестле" традиционно придерживается более пассивной политики, предпочитая отвечать на уже опубликованные, зачастую негативные статьи. Это во многом объясняет тот факт, что, несмотря на лидерство по количеству информации (34,3% общего количества), компания заняла в рейтинге второе место. Картину испортил самый высокий процент (15%) негативной информации.

У "Госинкор-холдинга" (входят "Красный Октябрь", "Рот-Фронт", а теперь и "Бабаевский") политика в создании информационных поводов более агрессивная. Более того, они используют все свои предприятия для продвижения собственных интересов в СМИ. В частности, в этом году пиарщики холдинга достаточно умело разыграли скандал с использованием "Бабаевским" торговых марок "Рот-Фронта". Подобная кампания помогла установить контроль над "Бабаевским". Может быть, именно такие взаимоотношения с прессой позволяют компаниям "Госинкора" занимать высокие позиции в пресс-рейтинге. А "Красному Октябрю" - выбиться в лидеры, несмотря на то, что лидером на рынке по-прежнему остается "Нестле".

В отличие от "Госинкора", "Нестле" придерживается практики разделения известной транснациональной марки и принадлежащей компании фабрики "Россия", уровень рекламного присутствия которой просто несопоставим с PR-поддержкой.

Впрочем, в этом году "Нестле" также удалось привлечь к себе внимание СМИ. Неизвестно кем запущенная долгоиграющая информация, поданная как классический "слив", о том, что "Нестле" намерено приобрести "Коркунова", пошла на пользу обоим фигурантам. А "Коркунову" позволила подняться на 4-е место, опередив "Рот-Фронт" и "Бабаевский".

Несмотря на свою короткую историю (менее двух лет), высокое место в рейтинге прочно удерживает кондитерское объединение "Слад&Ко", куда входят три региональные фабрики. Это объясняется тем, что со дня основания владельцы структуры Baring Vostok Capital Partners взяли направление на максимально широкое присутствие в информационном поле. Аналитики связывали этот факт с желанием создать и раскрутить бренд с целью последующей продажи. В этом же году основная масса публикаций была посвящена смене топ-менеджмента. Тем не менее низкий процент негативной информации показывает: руководству объединения удалось убедить прессу, что эти перестановки являются не следствием проблем, а направлены на его дальнейшее развитие.

Компании, которые располагаются в рейтинге начиная с 9-го места, продемонстрировали в прошлом году небрежное отношение к прессе и по-прежнему делали ставку в основном на рекламу. И напрасно. В активно развивающемся процессе объединений и слияний большие шансы на успех будут иметь компании, заслужившие положительную общественную оценку.

Пресс-рейтинг кондитерских компаний

 

##  Название компании  Общий
рейтинг
информации 
Процент от общего
количества
информации 
Процент
негативной  
Красный Октябрь  35643  25,7 
Нестле  33322  34,3  15 
Mars  9937  7,7  3,7 
Коркунов  8317  0,2 
Рот-Фронт  7755  5,8  1,7 
Бабаевский  7573  6,2  6,2 
Cadbury Schwepps PLS  5242  4,3  5,6 
Слад&Ко  5171  3,7 
Большевик  1982  1,4 
10  Stollwerck  1712  1,2 
11  Ferrero  1681  1,2 
12  Фабрика "Россия"  1323  1,2  11,4 
13  Эликом  936  0,7 
14  Ударница  485  0,3 
15  Русский шоколад  165  0,1 


НИИ репутации - специально для "Известий"

Источник: Известия МЕДИА