Деньги отвернулись от «Формулы-1»Нынешний сезон «Формулы-1», который начнется сегодня с представления команды Toyota, рискует стать одним из последних в истории легендарной гоночной серии. «Формула-1» стала слишком зависима от чужих денег. А своих она не зарабатывает. Каждый сезон «Формулы-1» начинается за несколько месяцев до первой гонки – с официального представления болидов, гонщиков, спонсоров. Только в этом месяце пройдет целая вереница подобных PR-акций. 8 января свою команду представит Toyota Panasonic, 14-го – BAR-Honda. В двадцатых числах покажется в новых цветах Jordan Ford, в конце месяца – BMW Williams. Всего перед стартом сезона «поиграют мускулами» на публике девять команд. Раньше их было 11, а должно было быть, по идее, и вовсе 12. Причина, по которой не вышла на старт прошлого сезона команда Prost, а в этом году Arrows, одна и та же – банкротство. Отказаться от выступлений по причине банальной нехватки денег в наступающем сезоне могут еще две ныне действующие частные «конюшни»: Jordan и Minardi. На грань выживания команды «Формулы-1» поставил экономический кризис. Денежные спонсоры уходят из самого престижного спорта. Цены на рекламу на формульных болидах низки как никогда, отмечает газета Financial Times. Если три года назад место для наклеек титульного спонсора у команды-середнячка стоило более $10 млн, то теперь и за $6 млн они не находят покупателей. Чтобы хотя бы отчасти решить свои финансовые проблемы команды предлагают 30-50% скидки основным рекламодателям и усаживают в свои болиды только тех гонщиков, которые способны привести миллионы от новых спонсоров, но это не спасает формульный бизнес от медленного разорения. Перед сезоном-2003 гоночная серия утратила поддержку Deutsche Post, Orange и еще нескольких весьма щедрых азиатских инвесторов. Каждый день под сомнение ставятся как недавно заключенные, так и давно существующие контракты. Прошлый сезон основательно подмочил репутацию «Формулы-1» как вида спорта. Гонщики Ferrari, команды с самым большим бюджетом, своими выходками показали всем, что результаты гонок могут быть результатами сделок. Дошло до того, что букмекеры просто перестали принимать ставки на Шумахера и Баррикелло. А это послужило для спонсоров еще одним поводом отказаться от вложения денег в чужой и непрозрачный бизнес. Федерация автоспорта ломает голову над тем, как избавить «Формулу-1» от скуки и предсказуемости. Регламент соревнований уже изменили до неузнаваемости, а 15 января чиновники автоспорта собираются отменить и то, что разрешили всего два года назад в угоду автопроизводителям – электронные системы управления болидом. И все это происходит на фоне другого события – расформирования «Берни-ТВ», телекомпании с штатом в 300 человек, для которого нынешний хозяин «Формулы-1» Берни Экклстоун добился сначала 100-летних прав на вещание, а затем рассчитывал превратить платный цифровой сигнал с гонок в источник постоянных доходов. Как теперь будут обстоять дела с качеством трансляций – совершенно непонятно. «Формула-1» не научилась зарабатывать на зрелищах, а, наоборот, подвела к разорению медиаимперию Лео Кирха, которая имела несчастье купить за один млрд немного прав на «сигнал». Нынешние экономические условия вообще не благоволят к такому сложному и дорогому виду спорта, как автогонки. Руководители формульных команд постоянно говорят о необходимости мер, призванных снизить издержки на подготовку и выступление в гонках, однако они все равно не смогут остановить гонку бюджетов. Серьезные организационные и финансовые проблемы испытывает и другая, несколько менее известная, гоночная серия CART. Однако «Формула-1» через пару лет может оказаться просто в ужасном положении. Когда в Европе начнет действовать запрет на рекламу табака, «Формула-1» разом потеряет едва ли не треть спонсорских денег. Организаторы уже стремятся перенести этапы гонок в страны, где подобных запретов не будет. И тем самым ставят себя под очередной удар – многие рекламодатели, украшающие гоночные болиды своими наклейками, больше как раз заинтересованы в продвижении на европейском рынке. Спасти «Формулу-1» от разорения может или внезапно вернувшееся экономическое процветание или просто какое-то чудо, которое прикует к себе внимание сотни миллионов зрителей и опять сделает гонки эффективной рекламной площадкой. Первое устроители гонок сделать не в состоянии, а вот второе – почему бы нет? Осталось подождать два месяца и посмотреть какие ставки будут принимать букмекеры на Ferrari и ее соперников. Источник: Газета.RU |