21.01.2003

Продажа бизнеса: как получить максимум?



Алексей Алексеев

После теннисного матча мой партнер, недавно продавший свой бизнес крупному холдингу, посетовал, что ему не удалось получить ту сумму, на которую он изначально рассчитывал. "Понимаешь, - говорил он, - я знал, что продаю хороший бизнес, но, видимо, не смог убедить в этом покупателя". Сделка не была невыгодной, тем не менее следующие аспекты предпродажной подготовки помимо базовых критериев (прибыльность и перспективы бизнеса, наличие полной информации о финансовой и операционной деятельности компании) могли бы помочь ему продать свой бизнес дороже. Надеюсь, что он примет их во внимание в следующий раз.

Структурирование сделки. Нередко бывает, что бизнес состоит из значительного числа юридических лиц с перекрестным владением. В этом случае покупателю сложно разобраться в структуре бизнес-процессов. Кроме того, сам процесс продажи значительно усложнен необходимостью продавать доли сразу во всех компаниях группы. Объединение бизнес-структур в рамках одного холдинга позволит не только увеличить прозрачность их операций и взаимоотношений между собой, но и сделает процесс продажи проще, а значит, увеличит стоимость актива.

Рынок и время сделки. Для получения максимальной выгоды от транзакции необходимо досконально изучить показатели стоимости сравнимых компаний и сопоставимые сделки, имевшие место в секторе. Важно понимать нынешнее состояние сектора и перспективы его развития. Еще важнее иметь четкое представление о месте компании на рынке и ее перспективах.

Изучив рынок и верно оценив его перспективы, можно выбрать оптимальное время продажи компании. Например, если ожидается выход на рынок крупного конкурента, желательно осуществить продажу в более сжатые сроки, так как новый игрок, скорее всего, сможет снизить доли других участников. Если не удастся продать бизнес вовремя, его стоимость снизится. Если же на рынке наступил временный спад, а в будущем ситуация должна измениться в лучшую сторону или ожидается заключение крупного контракта, получение лицензии и т. д. , правильной стратегией будет отложить продажу.

Процесс продажи - самое сложное время для продающей стороны. Для получения максимального эффекта от сделки необходимо выполнение следующих условий:

1) Разработка и точное выполнение плана продажи, содержащего время осуществления основных стадий процесса (привлечение покупателей, получение предварительных предложений, проведение due diligence, предоставление дополнительной информации, получение окончательного предложения и закрытие сделки).

2) Тщательная подготовка документов для проведения маркетинга актива и привлечения максимального числа потенциальных покупателей.

3) Подготовка data room с основными юридическими, финансовыми и операционными документами, а также возможность быстро предоставить дополнительную информацию по запросу потенциального покупателя, для того чтобы помочь ему полностью оценить продаваемый актив и получить привлекательное финальное предложение.

Автор - аналитик отдела корпоративных финансов Объединенной финансовой группы

Источник: Ведомости