"Рамстор" споткнулся. Открытие его магазинов в Петербурге откладываетсяСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Турецкая компания "Рамэнка", управляющая сетью гипермаркетов "Рамстор", вынуждена пересмотреть сроки выхода на петербургский рынок. Эксперты полагают, что проблемы, с которыми столкнулась турецкая сеть, могут снизить привлекательность Петербурга для других крупных инвесторов в розничную торговлю. Летом 2002 г. "Рамэнка" объявила о планах построить в Северной столице три гипермаркета, причем первый из них предполагалось открыть в мае 2003 г. Инвестиции в строительство трех магазинов составят $65 млн. Однако с получением приглянувшейся турецкой фирме площадки в Московском районе, на углу Московского проспекта и Смоленской улицы, возникли проблемы. Вскоре после того, как "Рамэнка" проявила интерес к этому участку, вышло распоряжение губернатора о передаче его компании "Торговый двор". В сентябре "Рамэнка" получила под проектно-изыскательские работы участок площадью 3,6 га в Приморском районе. На нем, по словам Кирилла Солина, представителя "Рамэнки" в Петербурге, и будет построен первый гипермаркет. Его открытие намечено на декабрь 2003 г. По словам Солина, на днях должно состояться второе рассмотрение проекта на ИТК, после чего "Рамэнка" сможет начать строительство. "Проектный срок строительства восемь месяцев, так что открытие в декабре вполне реально", - говорит Солин. Он объясняет перенос сроков проблемами с получением земли в Московском районе. "Все прежние заявления о сроках касались планов строительства на этом участке", - сказал Солин. По его словам, "Рамэнка" продолжает поиск участков под два других магазина. В частности, компания ведет переговоры о покупке земли на вторичном рынке около станции метро "Ладожская". "Однако дальнейшее продвижение "Рамсторов" в Петербурге тормозится из-за дефицита свободной земли под строительство. Все участки либо уже заняты, либо по ним уже поданы заявки других инвесторов", - заявляет Солин. По словам Алексея Шаскольского, руководителя группы оценки недвижимости Института проблем предпринимательства, крупные инвесторы могут пострадать от непрозрачности, которая отличает петербургский земельный рынок. "Мелкие фирмы "застолбили" на всякий случай все привлекательные участки, - говорит он. - В такой ситуации реальный инвестор, доказавший свою состоятельность, может оказаться не у дел". Участники рынка считают, что "Рамэнка" может опоздать к розничному буму, который сейчас переживает Северная столица. По мнению Алексея Мауергауза, председателя совета директоров компании "Патэрсон", за 2003 г. свободная доля петербургского рынка сетевой торговли сократится, что существенно затруднит выход "Рамэнки". По его оценке, емкость петербургского розничного рынка продовольствия составляет около $3 млрд в год. Сейчас сетевые операторы занимают всего 7 - 8% этого рынка, за четыре года их доля должна увеличиться до 40%. Крупнейшие местные ритейлоры - сети "Пятерочка", "Лента", "Копейка" - уже столкнулись с первыми конкурентами. В 2002 г. свои первые супермаркеты здесь открыли московская сеть "Патэрсон" и "Перекресток". В прошлом году строительство двух магазинов формата cash & carry начала Metro. О своих планах относительно Петербурга заявил также "Седьмой континент". Солин говорит, что не боится потерять рынок - ведь другие операторы сталкиваются с аналогичными проблемами. Эксперты опасаются, что затруднения "Рамэнки" могут напугать других крупных игроков и плохо повлияют на инвестиционный климат. "Вовсе не обязательно крупные инвесторы будут придерживаться последовательности Москва - Петербург при выходе на российский рынок, - говорит Шаскольский. - В России есть другие города-миллионники, где можно строить торговые центры. Отказ одного-двух именитых ритейлоров развиваться на петербургском рынке чреват "эффектом домино" и снижением привлекательности города для крупных инвесторов - и не только торговых". Источник: Ведомости |