Кадры решают. Акционированию киностудий предшествует назначение новых директоровВчера первый заместитель министра культуры Александр Голутва представил прессе двух новых руководителей московских киностудий. Они получили назначение на основе конкурса, проводившегося пятью министерствами - в том числе Министерством культуры, финансов, труда и социальной политики. На очереди - конкурсы на замещение директорских должностей еще нескольких крупных российских студий. В среду были представлены Станислав Ершов, назначенный директором Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, и Сергей Зернов, ставший директором "Центрнаучфильма". Дело не в том, вернее, не только в том, что старые кадры устарели. Появление новых директоров - начало процесса, который должен привести к акционированию, а затем и приватизации студий. Все крупные студии-фабрики - будь то "Мосфильм", "Ленфильм", Свердловская киностудия или студия им. Горького - по форме являются Федеральными государственными унитарными предприятиями. Им принадлежат не только студийные земля и имущество, но и фильмы, снимавшиеся на студии в течение последних 50 лет. Имущество подлежит акционированию, фильмофонд должен остаться за государством. Поэтому каждая студия теперь делится на два ГУПа: собственно кинофабрику и киноколлекцию. На кинофабрике проводится подготовка сначала к акционированию, а затем - к приватизации. Участвовать в этом некоторые из старых руководителей не желают по принципиальным соображениям (так ушел в отставку директор "Ленфильма" Виктор Сергеев) , некоторые - не могут в силу отсутствия необходимых менеджерских качеств. Перед назначением на должность новые кандидаты проходят конкурс: сначала через систему тестов, затем - представляя свой план развития студии. Не трудно догадаться, что предпочтение отдается тем, кто уже имеет опыт работы в бизнес-структурах и на кого готовы сделать ставку представители финансовых кругов, собирающихся принять участие в приватизации студий. Студия им. Горького, как известно, пережила в 90-х бурный и непростой период: сначала команда Сергея Ливнева запустила там проект малобюджетного кино (где дебютировали, в частности, Наталья Пьянкова и Григорий Константинопольский) , последовавший за уходом Ливнева скандал с разоблачением якобы имевших место финансовых махинаций (до суда дело так и не дошло) привел на пост директора режиссера Владимира Грамматикова. На своей первой пресс-конференции он сетовал на плачевное состояние доставшегося в наследство хозяйства и клялся вернуть студии статус детской. Но время шло, дела на "Горького" становились все хуже, разваливалось производство не только детского, но и вообще какого бы то ни было кино. Увольнение Грамматикова, хоть и было оформлено "по собственному желанию", на деле являлось отставкой. Между тем по замыслу Минкульта именно студия Горького должна была первой подвергнуться реформам, чтобы потом удалось избежать ошибок и просчетов при приватизации таких гигантов, как "Ленфильм" и "Мосфильм". Судя по всему, Ершов не отказывается от амбиций стать пионером. На его пресс-конференции не звучало риторических заявлений и клятв в верности детскому кинематографу: речь шла исключительно о "динамичном развитии производства". На вопрос "Ведомостей", собирается ли все-таки студия им. Горького специализироваться на детском кино, Ершов ответил, что термин "детское кино" чаще всего трактуют неверно: в современном кинематографе это уже не обязательно кино о детях - это кино для семейного просмотра, требующее внятных идей и большого бюджета. Именно поэтому на студии создается лаборатория семейного фильма и Центр детского телевидения. Но это лишь один из проектов. Не собирается ограничиваться производством научно-популярного кино и новый директор "Центрнаучфильма" Сергей Зернов (до недавнего времени заместитель руководителя департамента господдержки кинематографии). Он декларировал превращение "Центрнаучфильма" в универсальную, современно оборудованную студию, где будет сниматься научно-популярное, документальное, анимационное и игровое кино. Вслед за "Горького" и "Центрнаучфильмом" новые директора должны появиться на Самарской, Нижегородской, Свердловской студиях, Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, а затем и на "Ленфильме". Последним в очереди стоит "Мосфильм". Но не потому, что нынешний его нынешний руководитель Карен Шахназаров активнее других выступал против идеи приватизации: согласно новому положению ГУПы не могут иметь дочерних предприятий, у "Мосфильма" же их масса. Поэтому сначала многочисленные "дочки" должны изменить свой статус, а уже затем начнется реорганизация студии. Участие в конкурсе самого Шахназарова не исключается. Источник: Ведомости |