"Формула-1" борется за независимость от автопроизводителейПрезидент Международной федерации автоспорта (FIA) Макс Мосли направил письмо боссам десяти команд "Формулы-1", в котором обрисовал причины, побудившие FIA пойти на недавнее беспрецедентное изменение технического регламента самой престижной гоночной серии мира. Целей, как уверяет господин Мосли, две – сократить расходы команд и сохранить их независимость от автопроизводителей. Изменения технического регламента, о которых говорит Макс Мосли, были приняты 15 января на встрече боссов команд и руководства FIA в VIP-зоне лондонского аэропорта Heathrow. Вот некоторые из них: с нынешнего сезона вводится запрет на использование по ходу гонки телеметрии, радиосвязи между пилотом и командой, запасной машины, системы контроля тяги и автоматической коробки передач. С будущего сезона планируется устанавливать на все машины "Формулы-1" одинаковые тормозные системы и задние антикрылья. Наибольшую полемику вызвало то, что FIA затронула сердца автомобилей – моторы. Согласно решению FIA, с сезона 2004 года командам запретят использовать больше одного двигателя на машину по ходу гоночного уик-энда. С 2005 года ограничения ужесточаются: один двигатель должен откатать не менее двух этапов. А в 2006 году мотор можно будет выкинуть на свалку только после того, как он побывает в шести гонках. Сразу после того, как стало известно о "моторной" революции в "Формуле-1", автоконцерны, которые полностью или частично владеют командами серии, устроили что-то вроде мини-бунта. Представитель Renault, располагающего одноименной командой в "Формуле-1", Патрик Фуаре заявил, например, что французский автоконцерн не имеет достаточно опыта в установке дизелей для тракторов на гоночные машины и потому в 2006 году, если FIA не пересмотрит свою позицию, "Формулу-1" покинет. Насчет сравнения мотора, способного жить в течение шести этапов, с тракторным дизелем, господин Фуаре в чем-то прав. Сейчас после каждой гонки двигатель если не выбрасывается, то как минимум подвергается переборке. Это не удивительно, учитывая, в каком режиме ему приходится работать. Ведь конструкторы умудряются выжать из трехлитрового двигателя (больший объем запрещен регламентом), не оснащенного к тому же турбиной, больше 900 лошадиных сил. Представить себе мотор, способный шесть раз подряд перенести подобное издевательство, трудно. Дошло до того, что автоконцерны вновь стали поговаривать о необходимости учредить собственную, независимую гоночную серию и увести туда команды "Формулы-1". В качестве даты старта проекта опять назывался 2007 год: к этому моменту как раз закончится действие договора о согласии (Concorde Agreement) между командами, FIA и владельцем маркетинговых прав "Формулы-1" Берни Экклстоуном, замораживающего нынешнее положение вещей в серии. Впрочем, как полагает господин Мосли, автоконцерны сгущают краски. "Ничего страшного не случится, если моторы к 2006 году будут выдавать не 19 тыс. оборотов в минуту и больше 900 лошадиных сил, а, скажем, 700 "лошадей" при 16 тыс. оборотах. Так было в середине 90-х, и машины были не намного медленнее, чем сейчас",– заявляет господин Мосли, отмечая также, что специалисты FIA подтверждают возможность создания такого долгоиграющего мотора. Некоторое снижение скорости, уверяет Макс Мосли, позитивно скажется на финансовом состоянии команд. "Сейчас в 'Формуле-1' сложилась неправильная ситуация. Нам нужно добиться, чтобы команды оставались независимыми. Ведь автоконцерны приходят и уходят из гонок. Так всегда было и будет. В конце концов они ответственны не перед автоспортом, а перед своими акционерами и делают то, что выгодно последним, а не 'Формуле-1'",– отмечает президент FIA. Как раз чтобы сделать команды более независимыми, и были, оказывается, введены "моторные" ограничения. Господин Мосли в своем письме приводит некоторые цифры. Так, в настоящее время команды тратят на двигатели недопустимо много. "Если за командой не стоит автогигант, то моторы обходятся ей как минимум в $20 млн за сезон. Это абсурд! – пишет Макс Мосли.– Уже в будущем году, когда вступит в силу правило 'одна гонка – один мотор', расходы упадут до $10 млн. В 2005 году затраты команд составят уже не более $5 млн. И наконец, в 2006 году покупка моторов будет обходиться в $1,6 млн за сезон. Тоже много – по $100 тыс. за этап. Но такие деньги уже можно найти". В заключение господин Мосли отмечает, что никаких проблем с реализацией реформы он не видит. "Единственная сложность – разработка мер по примерному наказанию тех, кто попытается жульничать и подменять моторы,– отмечает президент FIA.– И мы найдем возможность такие способы разработать". Можно напомнить, что в качестве одного из способов выявления нарушителей регламента FIA объявила награду в $1 млн каждому, кто предоставит достоверные сведения о фактах жульничества со стороны команд. Источник: Коммерсант |