27.02.2003

"МегаФон" перестал гнаться за абонентами. Теперь компанию интересует прибыль



Московский оператор сети "МегаФон", компания Sonic Duo, предпринял ряд шагов, направленных на увеличение доходности своих операций. Аналитики предполагают, что инициатива оператора может быть связана с отставанием в строительстве сети и с необходимостью получить удовлетворительные финансовые результаты в преддверии публикации отчетности по международным стандартам.
По данным ACM-Consulting, в конце января 2003 г. Sonic Duo обслуживал 361 200 абонентов. До сентября 2002 г. доля Sonic Duo в приросте абонентов московского региона не превышала 10% , в сентябре на компанию приходилось 11% общего прироста, в октябре - 13%. Запуск компанией в ноябре 2002 г. новых тарифных планов "Прием" с бесплатными входящими звонками с любых телефонов позволил увеличить продажи до 20% от всех новых абонентов на московском рынке.

В середине января Sonic Duo ввел плату за подключение по тарифным планам "Прием" (первоначально подключение по этим тарифам было бесплатным, абонент платил только $10 за SIM-карту). Кроме того, компания сократила срок действия pre-paid карточек "GSM-Лайт" низкого номинала. Был пересчитан и размер дилерских комиссионных - по ряду тарифных планов комиссия дилерам снизилась с $40 до $20.

"У Sonic Duo сейчас нет задачи резко увеличивать абонентскую базу", - говорит управляющий директор крупнейшего московского сотового дилера, торгового дома "Евросеть", Евгений Чичваркин. Он связывает эти изменения с необходимостью расширения сети Sonic Duo, считая, что через два месяца компания вернется к прежним условиям.

В Sonic Duo заверяют, что изменения отражают развитие маркетинговой политики компании. "Мы намерены оптимизировать экономику компании, - говорит коммерческий директор московской сети "МегаФон" Элдар Разроев. - Мы хотим исключить даже возможность ситуации, когда средства компании тратятся на привлечение нелояльных абонентов. При этом мы стремимся сделать наш бизнес прибыльным и направить сэкономленные средства на обслуживание существующих абонентов".

В компании говорят, что снижение дилерской комиссии затронуло главным образом "дешевые" тарифные планы - например, "Прием Частный". Это делается, чтобы искоренить распространенную сегодня практику привлечения нелояльных абонентов за счет "подачек в виде подарков".

Зачастую дилеры дают абоненту дополнительные скидки или кладут на его счет какие-то деньги, делясь с ним частью дилерской комиссии и при этом оставаясь с прибылью.

"Мы оставили дилерам ровно столько, сколько они получали бы после раздачи этих подачек", - говорит Разроев.

Сотовые дилеры отмечают, что у Sonic Duo возникла задолженность по комиссии за декабрь 2002 г. и последующие месяцы. На это Разроев пообещал погасить задолженность за декабрь до конца февраля, а за январь - в течение двух недель. Пока дилеры могут получить долги "натурой" - например, новыми SIM-картами.

"Выплата всего долга оборудованием нас не устраивает, поскольку из-за изменившихся условий подключения мы не сможем быстро реализовать новые контракты, такое количество SIM-карт нам не нужно", - говорит Алексей Кукушкин, ведущий специалист сотового дилера "Ремадс".

Вместе с тем Кукушкин считает, что введение платы за подключение, хотя и невыгодно дилерам, является правильным шагом для оператора. Это делает выбор абонента более осознанным и предотвращает частые переходы к конкурентам.

"По всей видимости, Sonic Duo пытается повысить общую доходность операций, поскольку сегодня средства для развития бизнеса дает только "Северо-Западный GSM" (ныне - питерский филиал "МегаФона"). В московском регионе компания завершает этап завлечения клиентов и думает о выходе на прибыльность", - говорит один из московских телекоммуникационных аналитиков.

Аналитик Deutsche Bank Елена Роговина указывает, что у нынешней тактики Sonic Duo может быть две причины - нехватка мощностей сети, вынуждающая ограничивать рост абонентской базы, или желание улучшить свои финансовые показатели в преддверии предстоящей публикации финансовой отчетности.

"Компания планировала выпустить такую отчетность уже в этом году, однако, по всей видимости, публикация откладывается из-за того, что у нее не очень хорошие финансовые показатели", - говорит Роговина.

Источник: Ведомости