28.02.2003

Пузырьки без калорий. В США растут продажи диетических газированных напитков



В США был опубликован годовой отчет о состоянии рынка газированных напитков. Два вечных конкурента — Coca-Cola и Pepsi-Cola уже много лет подряд делят в подобных рейтингах первое и второе места. В ближайшем будущем эта конкуренция переместится в категорию диетических напитков, продажи которых медленно, но уверенно растут. Приносит свои плоды пропаганда здорового образа жизни в США. Ожидается, что уже в ближайшем будущем Россия также перейдет на "газированную" диету.

Потребление газированной воды во всем мире растет. По данным опубликованного исследования американской компании Beverage Marketing, объем продаж безалкогольных газированных напитков вырос в 2002 году на 0,8%. В 2001 году этот показатель составил 0,6%. Первая тройка компаний осталась неизменной — Coca-Cola (44,3% на рынке США против 43,7% в 2001 году), Pepsi-Cola (31,4% против 31,6%) и Cadbury Schweppes (15 против 15,6%).

По прогнозам консалтинговой компании Datamonitor, среднегодовой рост рынка безалкогольных газированных напитков в США в 2003-2006 годах составит 4,7%, и в 2006 году его объем достигнет $155 млрд. Объем европейского рынка безалкогольных напитков к 2006 году вырастет до $92,35 млрд.

В Восточной Европе пока самым быстрорастущим рынком считается Польша. Правда, в течение трех лет, по мнению экспертов Datamonitor, ее потеснит Россия. Объем продаж безалкогольных напитков на отечественном рынке составит $2,2 млрд.

Основная тенденция американского рынка — небольшое снижение объемов продаж обычной газировки при росте продаж диетических брендов. Объем продаж Diet Coke, Diet Pepsi и Diet Dr Pepper за прошедший год увеличился на 3, 3,5 и 3,9% соответственно. По данным Beverage Marketing, другие диетические напитки также продавались лучше, чем в 2001 году, к примеру, на 7,2% выросли продажи не вошедшего в первую десятку брендов Diet Mt Dew.

Объем продаж базовых брендов ведущих компаний, наоборот, снизился по сравнению с 2001 годом: Coke Classic на 2%, Pepsi-Cola на 4%.

Призыв пить меньше газировки стал официальным лозунгом в США в 2001 году. Тогда национальная Ассоциация безалкогольных напитков (National Soft Drink Assosiation) представила конгрессу доклад, в котором утверждалось, что каждая банка газировки в день повышает риск ожирения у старшеклассников на 60%. Заявления ассоциации совпали с началом агрессивной маркетинговой кампании по продвижению диетических аналогов газировки с пониженным содержанием калорий и новых брендов негазированных напитков. Проводили кампанию ведущие производители, но никто так и не смог доказать, что они же стояли за "диетической" рекламой.

Процесс перехода на диетические напитки скорее всего захватит и Россию. "Сегодня очень активно развиваются все сегменты потребительского рынка, связанные с улучшением здоровья, — например, диетические молочные продукты", -считает аналитик компании "ЦентрИнвест" Юлия Кнунянц.

Аналитик компании UFG Алексей Кривошапко считает, что рынок диетических газированных напитков в России определенно будет расти, но затрудняется с точным прогнозом. По данным UFG, чистая сумма продаж ведущих западных производителей Coca-Cola и Pepsi-Cola в 2002 году составила соответственно $320 млн и $210 млн. Производители диетической газировки являются в России конкурентами производителей соков.

Источник: Известия