06.03.2003

GM и Ford сократят производство



Существенное падение спроса на автомобили в США вынудило крупнейших американских автопроизводителей - General Motors и Ford Motor принять решение о сокращении производства во II квартале 2003 г. Это едва ли не первое яркое свидетельство того, что нервозность американцев из-за возможной войны в Ираке и высокие цены на энергоносители существенно сказываются на объемах потребления.

Эксперты уверены, что решение американских автоконцернов может оказать существенное влияние на всю экономику США. Именно автопром взял на себя роль ее главного локомотива после террористических атак 11 сентября: сейчас на автомобили приходится примерно пятая часть всех розничных продаж США.

До последнего времени американскому автопрому удавалось избежать рецессии - в первую очередь благодаря щедрым программам стимулирования сбыта. Но падение спроса все равно произошло.

Продажи автомобилей в США в феврале снизились по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6,9% до 1,2 млн штук. Среди американских производителей особенно заметно - на 19% - упали продажи GM. Продажи Chrysler снизились на 4% , а Ford - выросли, но лишь на 0,1%. По прогнозам экспертов, количество реализованных автомобилей в США с учетом сезонных факторов в годовом исчислении снизится до 15,5 млн машин с 16,6 млн в 2002 г.

Среди главных причин падения сбыта автопроизводители называют холодную зиму и ожидания войны против Ирака. "Мы описываем февраль тремя W - погода [weather], война [war] и беспокойство [worry]", - заявил главный менеджер по продажам Chrysler Гари Дилтс.

Еще одним важным фактором, влияющим на спрос, остаются высокие цены на бензин: в некоторых штатах они достигли $2 за галлон ($0,44 за литр). Это меняет структуру спроса. Так, продажи больших внедорожников Chevrolet Silverado и Ford Explorer в феврале упали соответственно на 29,2% и 7,1%. В то же время реализация компактного автомобиля Honda Civic возросла на 10,3% , а легкого внедорожника Ford Escape - на 28%. Продажи Toyota Prius, оборудованной экономичным гибридным двигателем, подскочили на 32,9%. При этом заметно - на 39% и 33% соответственно - упали продажи германской Porsche и британской Jaguar, традиционных поставщиков дорогих машин класса премиум. Это вынуждает дилеров продавать машины по минимально возможной цене. "Я заказываю машины в самой простой комплектации. Мы пытаемся устанавливать самые низкие цены", - говорит Дан Виолетт, менеджер по продажам Gordon Chevrolet в Тампе.

Тем не менее некоторые аналитики не склонны драматизировать ситуацию. Они указывают на то, что не за горами начало нового автомобильного сезона, а в случае быстрого разрешения конфликта вокруг Ирака мировые цены на нефть скорее всего упадут, что будет стимулировать спрос.

Пока этого не произошло, американские компании решили сократить производство. Во II квартале 2003 г. GM намерена выпустить в США около 1,4 млн автомобилей - на 11% меньше, чем год назад. Аналитик по маркетингу Ford Джордж Пипас сообщил, что масштабы сокращения производства его компании будут зависеть от дальнейшего поведения рынка. В обеих компаниях не уверены в том, что весной спрос восстановится, и намерены сначала распродать огромные запасы готовых автомобилей, скопившихся на складах. (WSJ 4. 03. 2003, Владимир Волков)

Источник: Ведомости