27.03.2003

В Россию идут литовские ритейлоры. Первопроходцем стала Norfa, за ней может последовать Vilniaus Prekyba



Экспансия иностранных ритейлеров в Россию продолжается. Однако, вопреки многочисленным прогнозам, серьезную роль в ней могут сыграть не глобальные компании, а сети из стран бывшего СССР. Вслед за украинской группой Fozzy, запустившей осенью 2002 г. в Москве сеть "Сiльпо", в этом году на отечественный рынок обратили внимание литовские ритейлеры - сети Vilniaus Prekyba и Norfa.
Литовская компания Norfos majmena, владеющая сетью Norfa (50 супермаркетов; оборот в 2002 г. около $140 млн) , еще в январе открыла первый супермаркет в России - магазин площадью 1300 кв. м расположился в подмосковных Мытищах. А на днях компания известила о своих дальнейших планах российских поставщиков. Как рассказал "Ведомостям" гендиректор Norfos majmena Денис Дундулис, он в начале следующей недели приедет в Москву для подписания договора аренды в торговом центре на Дмитровском шоссе. По его словам, этот год станет для компании пробным: в Москве и Подмосковье она планирует открыть еще 3 - 5 супермаркетов площадью около 1000 кв. м. Коммерческий директор Norfа Александра Брагина добавляет, что для прибалтов Россия привлекательна прежде всего низкой конкуренцией. "В Прибалтике несетевые магазины контролируют всего 10 - 15% рынка, а в России пропорция обратная. А значит, рынок не такой жесткий - на фоне мелких магазинов крупной сети проще строить успешный бизнес", - считает она.

В Norfos majmena признают, что ищут рынки, еще не занятые основными конкурентами Norfа в Прибалтике - сетями литовских ритейлеров Rimi и Vilniaus Prekyba. Кстати, российские торговцы опасаются скорого выхода последней на российский рынок. Представители калининградских сетей "МДМ-Виктория" Николай Власенко и "Алтын" Александр Муталенко заявили "Ведомостям", что в скором времени ожидают прихода Vilniaus Prekyba в Калининградскую область. Однако представители Vilniaus Prekyba пока не подтверждают, что готовят экспансию в Россию. "Россией мы интересуемся в такой же степени, как и другими ближайшими к нам рынками: Украиной и Польшей, - говорит Виктория Якубаускайте, пресс-секретарь литовской компании VP-Market, владеющей сетью Vilniaus Prekyba. - Говорить о том, что VP-Market будет открывать магазины в Москве, сейчас преждевременно".

Однако об интересе Vilniaus Prekyba свидетельствуют и другие факты. Сотрудник одного из сбытовых подразделений компании "Мултон", пожелавший остаться анонимным, сообщил "Ведомостям", что Vilniaus Prekyba обращалась в компанию с предложениями о сотрудничестве. Сотрудник сети "Дикси" также на условиях анонимности заявил, что в конце 2002 г. представители латвийского офиса VP-Market предлагали ему занять руководящий пост в российском дивизионе компании.

Эксперты отмечают агрессивность литовцев при выходе на новые рынки. "Они ведут себя очень активно, покупают сети и т. д. Например, в Латвию Vilniaus Prekyba вышла только в 2001 г. , но уже 2002 г. [они] закрыли с оборотом около $135 млн. И это в стране с населением 2 млн человек! " - говорит президент Ассоциации торговцев Латвии Хенрик Данусевич. Зато предприниматели из соседних с Россией стран легче решаются на открытие бизнеса в нашей стране, чем глобальные ритейлеры, убежден старший консультант по торговым площадям компании Jones Lang LaSalle Михаил Рогожин.

Источник: Ведомости