07.04.2003

"Вимм-Билль-Данн" пробует воду



Как стало известно "Ведомостям", крупнейший производитель соков и молока в стране - ОАО "Вимм-Билль-Данн" ведет переговоры о покупке компании, которая разливает воду "Ессентуки" и владеет самим товарным знаком. "Ессентуки" могут стать основной маркой для нового направления бизнеса ВБД - продажи бутилированной воды.
"Ессентуки" - одна из самых известных минеральных вод бывшего СССР. По данным маркетингового агентства "КОМКОН", в прошлом году "Ессентуки" числились среди пяти наиболее узнаваемых торговых марок питьевой и минеральной воды в России. По данным маркетингового агентства GfK, в прошлом году на долю "Ессентуков" приходилось около 7% продаж минеральной воды в Москве и Санкт-Петербурге, вода "Нарзан" занимала 11% рынка обеих столиц.

Созданное в 1998 г. АО "Целебный источник" разливает и продает несколько сортов минеральной воды "Ессентуки" - N 17, N 4 и N 20, а также "Ессентуки Родниковая". Установленная на заводе линия выпускает 12 000 пол-литровых бутылок в час. Одним из акционеров компании является ее гендиректор Юрий Кайшев. Объем продаж и состав акционеров фирмы Кайшев раскрыть отказался.

Как стало известно "Ведомостям", в пятницу на совещании инвестиционного комитета ВБД обсуждалась возможность покупки компании "Целебный источник", разливающей "Ессентуки", и самой этой торговой марки. Никакого конкретного решения в пятницу принято не было, но высокопоставленный сотрудник ВБД на условиях анонимности сообщил "Ведомостям", что скорее всего ВБД сделает эти приобретения в ближайшие месяцы. Представитель ВБД предположил, что покупка самого предприятия и торговой марки обойдется компании примерно в $5 млн.

Юрий Кайшев, гендиректор и один из акционеров "Целебного источника", подтвердил в интервью "Ведомостям" факт переговоров с "Вимм-Билль-Данном". По его словам, предложение о покупке компании и товарного знака поступило еще в июле прошлого года, с тех пор он и руководство ВБД ведут "вялотекущие переговоры". Сама марка "Ессентуки", по утверждению Кайшева, принадлежит лично ему. Гендиректор отказался делать какие-то предположения о возможных сроках завершения сделки.

Участники рынка объясняют столь скромную предполагаемую сумму сделки тем, что помимо "Источника" минеральную воду в городе разливают еще около 10 небольших заводов, под маркой "Ессентуки" продается и поддельная продукция. "Было бы верно говорить, что ВБД покупает опцион на потенциал этой марки, ведь им придется приложить огромные усилия, чтобы разобраться с правами на товарный знак, а на рынке очень много подделок", - говорит Сергей Егоркин, начальник управления продаж ОАО "Нарзан", компании, занимающейся розливом воды в Кисловодске.

Но Владимир Савов, аналитик инвестиционной компании UBS Warburg, полагает, что "Ессентуки" могут стать основной торговой маркой в системе дистрибьюции "водяного" бизнеса ВБД. "Они могут использовать этот брэнд как платформу для развития своего бизнеса по продажам бутилированной воды", - говорит аналитик.

"Вимм-Билль-Данн" анонсировал намерение развивать новое направление бизнеса - розлив и продажу бутилированной воды еще год назад. В середине марта компания открыла завод по розливу питьевой воды на Валдае, а вскоре председатель правления ВБД Сергей Пластинин объявил, что компания может приобрести к концу этого года "одного или двух игроков", работающих на рынке бутилированной воды.

Если ВБД удастся приобрести "Ессентуки", это будет четвертая заметная сделка на отечественном рынке питьевой воды за последние два года. В прошлом году швейцарская Nestle заплатила около $50 млн за бизнес и марку производителя бутилированной воды "Святой источник". Зимой этого года Nestle купила фирму по доставке воды в офисы "Чистая вода", сумма сделки оценивалась примерно в $40 млн, а созданный бывшим вице-президентом Альфа-банка Евгением Иоффе фонд Salford в этом году приобрел грузинскую Georgian Glass & Mineral Water и ее марку "Боржоми".

Источник: Ведомости