11.04.2003

Тюрьмы пираты не боятся. Владимир Путин подписал закон об авторских правах, ужесточающий наказание за пиратство.



Теоретически закон призван превратить жизнь пиратов в ад, однако на практике, скорее всего, все останется без особых изменений.

Федеральный закон "О внесении изменения в статью 146 Уголовного кодекса Российской Федерации", принятый парламентом в марте и вчера вечером подписанный Владимиром Путиным, ужесточает ответственность за нарушение авторских прав.

В соответствии с документом, пират, присвоивший авторство и нанесший тем самым крупный ущерб автору или правообладателю, наказывается штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ либо в размере заработной платы за период от двух до четырех месяцев.

В зависимости от нанесенного ущерба можно также получить в наказание обязательные (общественные) работы на срок от 180 до 240 часов или провести за решеткой от трех до шести месяцев.

Практически такое же наказание ждет пирата за незаконное использование объектов авторских или смежных прав, а также за любые манипуляции с контрафактным товаром в целях сбыта. Единственная разница состоит в том, что срок лишения свободы за данное преступление может составить целых два года, однако это может случиться, если опять-таки нанесен большой урон.

Пират-рецидивист либо организованная группа пиратов за свои темные дела по новому закону вообще рискуют получить от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без оной. И в этом случае, как и в первых в двух, строгость вынесенного судьей приговора будет зависеть от размера ущерба.

Что касается исчисления нанесенного ущерба, то преступления признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм или стоимость имущественных прав использования объектов авторского права превышает 100 МРОТ, а в особо крупном размере -- 500 МРОТ.

Несмотря на то что закон уже утвердил президент, по мнению многих юристов, он содержит ряд грубых недостатков.

Во-первых, все та же методика исчисления стоимости ущерба. По идее ущерб правообладателя должен определяться розничной ценой программного обеспечения или записи фильма, но не стоимостью болванки диска. Российские же законодатели отталкивались от другого.

Во-вторых, найти в пиратском ларьке продукции на 500 минимальных размеров оплаты труда, как предлагает закон, задача сложная. Плюс к тому, чтобы преступника взяли под стражу, он должен обвиняться по статье, предусматривающей более пяти лет лишения свободы, иначе возможен в лучшем случае (для государства) условный срок. Закон о пиратстве же в качестве максимального наказания предусматривает лишь пять лет.

Поэтому добиться реального наказания для пиратов будет практически невозможно.

Именно по этой причине первоначальный вариант изменений статьи 146, не прошедший второе чтение в Госдуме, в качестве максимального наказания предусматривал шесть лет лишения свободы вместо недостаточных пяти. Однако в ходе разработки документа депутаты сжалились над пиратами.

В-третьих, новая формулировка статьи 146 устраняет существовавшее ранее тождество между плагиатом и присвоением имени правообладателя. В результате ответственность за плагиат существенно смягчается, а у автора произведений нет реальной возможности защитить право на имя.

Выпуск под именем известного автора не принадлежащего ему произведения осудить становится крайне сложно.

В общем, российские пираты могут спать спокойно. Если их количество с подписанием закона и уменьшится, то незначительно. Пиратский стан покинут лишь трусы, которым закон покажется суровым в сравнении с предыдущим, либо наивные простаки, никогда не интересовавшиеся особенностями российской правовой системы. А таких среди пиратов мало.

Источник: Газета.RU