16.04.2003

Последняя реорганизация. Ожидает мелких московских торговцев



Власти Москвы вновь берутся за упорядочение мелкорозничной торговли. В распоряжении "Ведомостей" оказался проект постановления столичного правительства, по которому существование могут прекратить около 100 000 торговых точек. Знакомые с документом мелкие предприниматели уверяют, что он похоронит их бизнес. Чиновники считают, что это пойдет только на пользу москвичам: закрыты будут объекты, не соответствующие санитарным нормам или работающие несанкционированно.
Департамент потребительского рынка и услуг подготовил проект постановления "Об упорядочении организации и размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы". Он предлагает запретить размещение мобильных торговых объектов на центральных магистралях, улицах городского и окружного значения, городских и привокзальных площадях. Исключение планируется сделать для газетных лотков и автокафе, соответствующих предъявляемым мэрией требованиям. Запрещено будет также размещение объектов в непосредственной близости от стационарных предприятий торговли. Кроме того, законопроект предполагает, что передвижная торговля будет размещаться только по конкурсу и в соответствии со схемами, утверждаемыми в префектурах. Причем планируется, что чиновники, санкционирующие размещение объектов в нарушение схем, будут нести персональную ответственность.

Член координационного совета профсоюза предпринимателей "Лига свободы" Андрей Насонов считает, что если документ будет принят в нынешнем виде, то только в Центральном административном округе столицы закроются 9000 предприятий фаст-фуда и мелкой розницы со средним доходом от $500 до $3000 в месяц, с тем чтобы на их месте открылись предприятия, выигравшие конкурс. По его мнению, предлагаемые условия конкурса может выдержать только крупный оператор (к таким условиям относится, например, возможность подключения к электросети и стационарному водоснабжению). Насонов отмечает, что чиновники районных управ и префектур фактически начали реализовывать постановление еще до его выхода. Например, в проекте постановления указано, что до 10 мая все уличные фаст-фуды будут проверены на соответствие требованиям СЭС. Проверки уже вовсю идут. По данным главного санитарного врача столицы Николая Филатова, на минувшей неделе было закрыто 89 мелких пунктов уличного фаст-фуда. Как рассказал "Ведомостям" предприниматель, владелец нескольких тонаров на Юго-Западе, управа района "Теплый стан" предписала всем лоточникам вывезти киоски "в связи с отсутствием условий для выполнения санитарно-эпидемиологических норм". "Причем еще полгода назад чиновники управы сами потребовали от ларечников, чтобы они включили в ассортимент продукцию общепита", - жалуется торговец, пожелавший сохранить анонимность. Другой владелец тонара (торгующего конфетами и прохладительными напитками) говорит, что Госторгинспекция Москвы даже оштрафовала его за отсутствие в ассортименте горячей еды на 7500 руб.

Если постановление будет принято, жизнь владельцев уличного общепита усложнится еще больше. Например, как сказано в проекте, в автокафе "приготовление горячих блюд разрешается только из полуфабрикатов высокой степени готовности". Прочие уличные кафе предписывается оборудовать биотуалетами для посетителей и персонала (при отсутствии общественных туалетов в радиусе 100 м).

Насонов утверждает, что на прошлой неделе проект постановления на общественном экспертном совете при мэре Москвы был признан не соответствующим интересам малого бизнеса. Однако сотрудник департамента потребительского рынка столицы заявил "Ведомостям", что работа над постановлением продолжается и существенных изменений в нем не планируется. Собеседник "Ведомостей" отметил, что понимает недовольство предпринимателей, теряющих рабочие места, но работа над постановлением "ведется в интересах всех москвичей, а не отдельных бизнесменов". Чиновник утверждает, что те, кто приведет свои точки в соответствие с санитарными нормами, смогут продолжить работу. По статистике мэрии, 17% всей продукции, которая реализуется через уличный фаст-фуд, не соответствует микробиологическим показателям.

ЦЕНА ВОПРОСА.

Объем столичного рынка фаст-фуда, по оценке компании Magram Market Research, составляет $40 млн в месяц. При этом "небрэндированные" палатки с шаурмой, курами-гриль или хот-догами регулярно посещают 25% москвичей, оставляя там в среднем от 20 до 50 руб. за посещение.

Источник: Ведомости