Турецкий демарш. "Рособоронэкспорт" обвинил "Вертолеты Ми" в незаконном предпринимательствеКрупный скандал разразился между российским госпосредником в области военно-технического сотрудничества ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "Казанское научно-производственное предприятие 'Вертолеты Ми'". "Рособоронэкспорт" обвинил ОАО, выигравшее тендер на ремонт ранее поставленных в Турцию вертолетов Ми-17 (сумма контракта $13,5 млн), в незаконном предпринимательстве и инициировал возбуждение уголовного дела против его гендиректора Александра Талова. Однако Казанский городской суд встал на сторону "Вертолетов Ми". Турецкая жандармерия ищет ремонтников В 1995 году предшественник "Рособоронэкспорта" – компания "Росвооружение" поставила для жандармерии Турции 19 вертолетов Ми-17-1В производства Казанского вертолетного завода. 15 из них были выполнены в десантно-транспортном варианте, два – в транспортном, два – в варианте летающего госпиталя. В октябре прошлого года Турция объявила тендер на их ремонт. В нем приняли участие "Рособоронэкспорт" совместно с Казанским вертолетным заводом и Московским вертолетным заводом имени Миля. Они предложили выполнить заказ за $24,989 млн. Однако в тендере также приняло участие еще одно российское предприятие – КНПП "Вертолеты Ми", которое предложило Турции провести ремонт 19 вертолетов за $14,841 млн. Кроме того, в открытых торгах тендера участвовали венгерский авиаремонтный завод "Данубьян" ($36 млн), украинский Конотопский авиаремонтный завод ($28 млн), белорусский Оршанский авиаремонтный завод ($20 млн) и казахстанская фирма "Авиапром" ($47 млн). В конце ноября победителем тендера было объявлено КНПП "Вертолеты Ми", к тому времени снизившее стоимость своего предложения до $13,5 млн ("Рособоронэкспорт", кстати, тоже ее снизил, но лишь до $17,4 млн). В декабре с "Вертолетами Ми" жандармерия Турции заключила контракт на ремонт своих вертолетов. КНПП "Вертолеты Ми" создано на базе образованного в 1946 году в Казани КБ Г. Бакшаева по разработке и постройке планеров-мишеней для ВВС и ПВО. В 1952 году КБ вошло в состав ОКБ М. Л. Миля на правах филиала и специализировалось на разработках модификаций вертолетов Ми-6, Ми-8, Ми-14. В 1992 году на базе филиала создано ОАО "Казанское НПП 'Вертолеты Ми'". 20,64% акций ОАО принадлежат государству. Боевые вертолеты стали гражданскими Однако, по мнению "Рособоронэкспорта", "Вертолеты Ми" не имели права участвовать в турецком тендере, поскольку это является нарушением федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве": "Вертолеты Ми" не имеют лицензии на ремонт за рубежом военной техники, да и не могут ее иметь, поскольку в законе оговаривается, что правом самостоятельной внешнеэкономической деятельности в области ВТС могут обладать только те предприятия, более 50% акций которых принадлежит государству. Между тем десантно-транспортные вертолеты Ми-17-1В, как считают в "Рособоронэкспорте", являются продукцией военного назначения. Как пояснил вчера Ъ источник в "Рособоронэкспорте", поставлявшиеся в Турцию десантно-транспортные вертолеты дополнительно комплектовались бронеплитами, шкворневыми устройствами и узлами под установку носового и корневого пулеметов ПКТ и собственно пулеметами ПКТ (по два на каждом из 15 вертолетов). "Бесспорно, это боевые вертолеты,– заявил источник.– Поэтому для пресечения противозаконной деятельности 'Вертолетов Ми' мы отправили письма председателю комитета по военно-техническому сотрудничеству, а также заместителю директора ФСБ. Торговый представитель РФ в Турции по нашей просьбе направил письмо в адрес жандармерии Турции, в котором участие 'Вертолетов Ми' в тендере объявлялось незаконным, а также сообщались меры, которые будут приняты РФ для предотвращения незаконных поставок запчастей и выполнения ремонта вертолетов. Тем не менее контракт был заключен. Видимо, турецкая сторона исходила прежде всего из предлагаемой цены. В этой ситуации мы обратились в Генпрокуратуру РФ". По сведениям Ъ, в феврале заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов направил письмо заместителю генпрокурора РФ Василию Колмогорову с просьбой провести проверку исполнения должностными лицами "Вертолетов Ми" требований законодательства РФ в сфере военно-технического сотрудничества и решении вопроса об их ответственности. По мнению господина Чемезова, в действиях "Вертолетов Ми" усматривались признаки состава преступления, предусмотренных ст. 171 УК РФ "Незаконное предпринимательство" и ст. 189 УК РФ "Незаконный экспорт". Кроме того, господин Чемезов в письме замгенпрокурора обвинил "Вертолеты Ми" в демпинге. По результатам проведенной проверки 20 марта в отношении гендиректора "Вертолетов Ми" Александра Талова казанской прокуратурой было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 171 ч. 2 п. "б" УК РФ "Незаконное предпринимательство, сопряженное с получением дохода в особо крупном размере". В свою очередь, КНПП "Вертолеты Ми" обратилось в суд, обжаловав действия прокуратуры – в частности, постановление о возбуждении уголовного дела. Суд встал на сторону земляков Как сообщил вчера корреспонденту Ъ заместитель гендиректора КНПП "Вертолеты Ми" Аэрат Хикматулин, "15 апреля состоялось последнее заседание суда, на котором было вынесено решение о том, что состава преступления в уголовном деле нет. Уголовное дело было приостановлено". "Вертолеты Ми" предоставили суду экономическое обоснование выполнения контракта, чтобы опровергнуть обвинения в демпинге. "Мы передали в суд всю раскладку нашей себестоимости, доли нашей рентабельности и нашей прибыли в этом контракте,– заявил Аэрат Хикматулин.– Цена была абсолютно обоснованная, не демпинговая". На вопрос корреспондента Ъ о законности участия "Вертолетов Ми" в тендере господин Хикматулин заявил: "Когда мы начали преддоговорную работу, мы послали нашу выездную бригаду для осмотра вертолетов и проведения дефектации. Изучив формуляры и документацию, мы убедились, что вертолеты гражданские. Турецкая сторона также официально подтвердила это". Однако Минобороны РФ пока отказывается дать "Вертолетам Ми" заключение о том, что вертолеты Ми-17-1В турецкой жандармерии являются гражданскими. Несмотря на решение суда, по мнению замгендиректора "Вертолетов Ми", к его компании "продолжается непонятное отношение". "Со вторника у нас находится комиссия минфина Татарии, в которую также входят представители республиканского МВД и ФСБ,– сообщил господин Хикматулин.– Она проводит проверку на основании распоряжения заместителя прокурора Татарии по данному уголовному делу. Я пытался им объяснить, что у них нет основания проводить проверку и находиться на нашем предприятии. Тем не менее проверка продолжается. Мы же еще даже не начали работу, не получили ни копейки. Под этот турецкий контракт мы готовили площади, покупали комплектующие, привлекли очень много оборотных средств. Из-за этого у нас возник серьезный финансовый и производственный кризис". Дело будет продолжено Однако, как заявил источник Ъ в "Рособоронэкспорте", госпосредник намерен добиться продолжения уголовного дела, чтобы в будущем избежать подобных конфликтов с другими российскими предприятиями. "В последнее время приходится часто сталкиваться с недобросовестной конкуренцией российских предприятий, пытающихся любыми средствами получить зарубежные контракты,– заявил источник.– Это наносит вред государству и самим же предприятиям". Впрочем, вред государству будет нанесен и в том случае, если "Рособоронэкспорту" удастся сорвать сделку КНПП с турецкой жандармерией. Дело в том, что по условию тендера в случае отказа победителя от исполнения контракта заказ будет передан тому участнику, который занял второе место. А таковым стал белорусский Оршанский авиаремонтный завод, который в конечном итоге довел свое предложение до $13,8 млн. Источник: Коммерсант |