Частников допустят к трубе. Монополия на строительство нефтепроводов может исчезнутьВчерашнее заседание правительства принесло две неожиданности. Во-первых, получил официальное одобрение проект нефтяных компаний по строительству экспортного терминала в Мурманске и трубопровода к нему. Во-вторых, государство отказалось от роли монопольного собственника в таких проектах. В ноябре прошлого года "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК и "Сибнефть" (позднее к ним присоединился "Сургутнефтегаз") объявили о проекте создания нового экспортного маршрута для поставок российской нефти в США. Нефтяники предложили построить трубопровод из Западной Сибири к порту Мурманск, где можно загружать супертанкеры грузоподъемностью до 300 000 т, использование которых обеспечивает рентабельность поставок сырья в Северную Америку. По предварительным расчетам, пропускная способность нового экспортного коридора должна составить 80 - 120 млн т нефти в год, а его стоимость - $3,4 - 4,5 млрд. До вчерашнего дня не существовало официальной позиции правительства относительно этого проекта. Вчера правительство обсуждало проблемы развития нефтегазового комплекса Северо-Западного федерального округа, в том числе новые нефтетранспортные проекты. Накануне многие наблюдатели прогнозировали, что мурманский проект не получит правительственной поддержки и будет отложен в долгий ящик. Вероятно, эти мнения основывались на том, что в материалах Минэнерго к заседанию подробно говорилось о расширении БТС до 50 млн т. О мурманском же проекте говорилось вскользь. Однако на заседании, как рассказал "Ведомостям" один из его участников, глава Минтопэнерго Игорь Юсуфов неожиданно выступил горячим сторонником нового экспортного маршрута и сказал, что при нынешних темпах роста нефтедобычи России без него не обойтись. При этом он подчеркнул, что мурманский проект не является альтернативой ни расширению БТС, ни строительству новых нефтепроводов для поставок в страны АТР. Его поддержали и другие выступавшие - министр транспорта Сергей Франк, мурманский губернатор Юрий Евдокимов и, конечно же, руководители "ЛУКОЙЛа", "ЮКОСа" и "Сургутнефтегаза" - Вагит Алекперов, Михаил Ходорковский и Владимир Богданов. И лишь вице-премьер Виктор Христенко заметил, что окончательное решение следует принимать после рассмотрения энергетической стратегии на период до 2020 г. , когда станут ясны объемы производства нефти на перспективу. В итоге заинтересованным ведомствам поручено начать разработку ТЭО мурманского проекта. Его предполагается осуществлять в два этапа. На первом этапе под Мурманском требуется построить перевалочный комплекс для накопления нефти, доставляемой небольшими танкерами ледового класса и железнодорожным транспортом, и ее перегрузки на супертанкеры. Это даст возможность дополнительно экспортировать 5 - 10 млн т нефти в год. Второй этап - собственно строительство трубопровода и развитие порта. В январе этого года премьер Михаил Касьянов, посетив Мурманск, заявил, что все нефтепроводы в России должны быть государственными. С тех пор этот вопрос в нефтяных кругах считался решенным и публично не обсуждался. Однако на вчерашнем заседании правительства сам Касьянов высказался иначе. По его словам, вопрос не стоит так, что государство должно обязательно владеть нефтепроводом: главная задача чиновников - контролировать работу трубы. Собеседник "Ведомостей" в правительстве считает, что нефтяным генералам удалось убедить премьера в необходимости мурманского проекта. Но средств на его реализацию у государства нет. Сочетание этих двух факторов, по мнению чиновника, и вынудило Касьянова смягчить свою позицию по отношению к частному капиталу в трубопроводном транспорте. Однако собеседник "Ведомостей" не верит, что государство когда-либо полностью откажется от участия в акционерном капитале трубопроводных проектов. Нефтяников воодушевили новые высказывания чиновников. Представитель "ЮКОСа" говорит, что без выхода на новые рынки (в том числе и США) отрасль развиваться не может. Того же мнения и Геннадий Красовский из "ЛУКОЙЛа". Он добавляет, что вопрос собственности на трубу - не главный для нефтяников. "Главное, чтобы был гарантирован возврат инвестиций в строительство, а для этого нужны стабильные тарифы на прокачку", - говорит Красовский. Кроме того, по мнению нефтяника, важно, чтобы инвесторы мурманского проекта имели бы право на первоочередной доступ к трубе. Аналитик ИБ "Траст" Владислав Метнев тоже говорит об острой необходимости новых экспортных маршрутов. Однако он замечает, что с завершением войны в Ираке у мурманского проекта появляются новые риски. Среди них, по его мнению, возможность ухудшения российско-американских отношений из-за политических разногласий по Ираку. К тому же, полагает эксперт, российская нефть может попросту оказаться невостребованной на американском рынке, если туда хлынет дешевое иракское сырье. Источник: Ведомости |