21.04.2003

"Россия поставила на проигравшего". Главный военный советник Америки дал интервью Ъ



На этой неделе антииракская коалиция официально объявит об окончании войны в Ираке и о своей полной победе. То, что Россия не поддержала в этой войне союзников, нанесет серьезный ущерб ее интересам, и все прежние сделки Багдада с Москвой, скорее всего, будут признаны недействительными. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту Ъ в Вашингтоне ДМИТРИЮ Ъ-СИДОРОВУ заявил главный советник министра обороны США РИЧАРД ПЕРЛ, который до недавнего времени возглавлял совет обороны страны.

       – Какова была ваша первая реакция на позицию России по Ираку?

       – Я был более чем разочарован. За несколько дней до начала операции в Ираке я присутствовал на закрытой встрече с высокопоставленным российским представителем. Он специально прилетел в Вашингтон, чтобы убедить нас, что иракский вопрос не создаст проблем для американо-российских отношений. Однако уже на следующий день министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил о том, что Россия может использовать право вето при голосовании в ООН.

       – Высокопоставленным российским чиновником был господин Волошин?

       – Я не хочу называть фамилию.

       – С чем, на ваш взгляд, связано изменение позиции России?
       – Вполне возможно, что в руководстве России существуют определенные противоречия или оно было в замешательстве. Мне трудно сказать. Я видел схожую ситуацию в нашем правительстве, поэтому такая же ситуация вполне могла возникнуть и в России. Может быть, Россия просто решила изменить свою политическую позицию или на решение Кремля повлияла позиция Франции. Все может быть.

       – Как вы расцениваете решение России сблизиться с Францией и Германией по иракскому вопросу?

       – Я думаю, что это было ошибкой. Российское правительство поставило на проигравшего. Такая позиция, безусловно, нанесет серьезный ущерб российским интересам. Вряд ли вновь созданное правительство Ирака, которое мы скоро увидим, будет одинаково относиться к тем странам, которые освободили Ирак от Саддама Хусейна, и к тем, что выступали против активного освобождения.

       – Означают ли ваши слова, что контракты российских компаний, в том числе и нефтяные, возобновлены не будут?

       – Существует большая вероятность того, что все предыдущие сделки с Россией будут признаны ничтожными. Конечно, это дело нового правительства Ирака. Но я был бы удивлен, если бы Россия получила поддержку нового правительства Ирака, равную той, что она имела при Хусейне.

       – Вы разделяете утверждения о возможной продаже Россией Ираку компонентов для создания оружия массового уничтожения?

       – Это очень серьезная проблема. Я уверен, что Россия не дает полной информации о связях своей программы по разработке биологического оружия с режимом Саддама Хусейна. К сожалению, больше я ничего сказать не могу.

       – Не думаете ли вы, что недавнее заявление России о несоответствии ситуации в Северной Кореи российским национальным интересам вызвано в том числе и желанием наладить отношения с США?

       – Мне трудно сказать, насколько это взаимосвязано. Ситуация в Северной Корее действительно не отвечает национальным интересам России. И это справедливо при любого рода обстоятельствах. У России те же интересы, что и у США: мы не хотим иметь проблемы с Северной Кореей, которая обладает возможностью не только производить ядерное оружие, но и продавать его всем, кто хочет его купить. Представьте себе, что Северная Корея продала ядерный заряд чеченским террористам, финансируемым, к примеру, Саудовской Аравией. Вряд ли у них не возникнет желания взорвать его в Москве. Так что в наших общих интересах максимально ограничить продажу ядерных технологий и оружия из стран, которые готовы продать его кому угодно.

       – Почему Вашингтон не согласен с предложением Франции, России и Германии об активизации роли ООН в послевоенном Ираке?

       – Эти страны понимают, что самостоятельно они вряд ли смогут попасть в Ирак. Рады им там не будут. Неужели вы думаете, что новое иракское правительство пригласит Жака Ширака в Багдад? Если Шираку нужен билет в иракскую столицу, то только Кофи Аннан может помочь его приобрести.

       – Насколько быстро восстановятся отношения между США и Францией?

       – Мне кажется, что нам будет сложно добиться быстрого прорыва в отношениях с правительством Жака Ширака. Ширак зашел слишком далеко в своем стремлении противостоять США и коалиции. Я не думаю, что большинство американцев готовы об этом забыть. У Ширака был выбор: встать на нашу сторону или на сторону Хусейна. Он выбрал Хусейна. Вполне возможно, что в течение нескольких следующих недель общественное мнение во Франции изменится, и тогда, вероятно, появится возможность для налаживания наших отношений с правительством Франции.

       – Считаете ли вы, что необходимо прекратить программу ООН "Нефть в обмен на продовольствие"?

       – Эта программа должна быть прекращена. И как можно скорее. Принятая во время санкций, она сейчас тормозит развитие иракской экономики. Повода для продления санкций больше нет, а 60% населения Ирака продолжает получать основные виды товаров по карточкам. Чем быстрее в Ираке будет восстановлена нормальная экономика, тем лучше для иракского народа. Кроме того, необходимо сказать, что ООН получает 2,2% комиссионных от программы "Нефть в обмен за продовольствие". Только за прошлый год ООН получила около $600 млн.

       – Сейчас в США много говорят о необходимости трансформации ООН и даже создании новой международной организации...

       – Думаю, что изменения назрели. Реальностью сегодня является не прямая агрессия, а угроза терроризма. Причем с возможным применением биологического, химического и ядерного оружия. ООН сегодня не готова адекватно на это реагировать. Более того, эта организация выступает против возможных превентивных мер в отношении террористических государств или организаций. Мне кажется, что необходимо пересмотреть устав ООН в этой части. Однако это займет продолжительное время.

    Политическая биография Ричарда Перла

Ричард Перл, выпускник Южнокалифорнийского университета, сделал первые шаги в политике в 1969 году, когда стал одним из помощников влиятельного сенатора-демократа Генри Джексона. Господин Джексон, соавтор небезызвестной поправки Джексона-Вэника (над ней трудился и господин Перл), был одним из самых антисоветски настроенных американских политиков и сделал много для того, чтобы договор СНВ-2 не состоялся. Благодаря работе с сенатором Джексоном господин Перл приобрел обширные связи в Вашингтоне и репутацию консерватора, который пришелся ко двору у республиканцев. После избрания президентом республиканца Рональда Рейгана в 1980 году был назначен на пост замглавы Пентагона. В годы работы в военном ведомстве (1981-1987) Ричард Перл приобрел прозвище "принц тьмы", в частности, за то, что противился заключению любых договоров об ограничении вооружений. В те годы он отвечал в Пентагоне за политику в области ядерных вооружений, работу с НАТО и отношения с СССР.

Покинув пост замглавы Пентагона, последующие годы господин Перл посвятил бизнесу и исследовательской работе. В эти годы он занимал пост председателя совета директоров компании Hollinger Digital – одного из структурных подразделений издательской компании Hollinger International (ей, в частности, принадлежат газеты The Chicago Sun и The Daily Telegraph), некоторое время руководил газетой Jerusalem Post, сотрудничал с рядом научно-исследовательских институтов. Среди них – Еврейский институт проблем национальной безопасности (Jewish Institute of National Security Affairs) и Американский институт исследований национальной политики (American Enterprise Institute for Public Policy Research).

С приходом в Белый дом администрации Джорджа Буша Ричард Перл получил приглашение вернуться в Пентагон. Он стал советником главы военного ведомства Дональда Рамсфельда и возглавил полусекретный совет по оборонной политике – общественную организацию, созданную для консультаций военного ведомства. В нее входят три десятка известных политиков и лоббистов, а также ведущих экспертов в области стратегических исследований (например, вице-президент США Дэн Куэйл, бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси, экс-госсекретарь Генри Киссинджер). По данным американской независимой организации Center for Public Integrity, из 30 членов совета по оборонной политике по меньшей мере девять связаны с компаниями, которые в 2001 и 2002 годах получили от минобороны контракты на общую сумму более чем $76 млрд.

Еще до прихода в команду Джорджа Буша Ричард Перл считался активным сторонником свержения режима Саддама Хусейна (в 1998 году он вместе с рядом других политиков подписал письмо к Биллу Клинтону с призывом сместить Хусейна). Его называют одним из идеологов иракской войны и одним из тех, кто определяет американскую внешнюю политику в целом.

В конце марта этого года господин Перл был вынужден покинуть пост председателя совета по оборонной политике после скандала, вызванного его участием в лоббировании интересов компании Global Crossing Ltd. (до этого его не раз обвиняли в связях с крупным бизнесом, в частности с саудовским бизнесменом Харбом Салехом Зухейром). Дональд Рамсфельд выразил сожаление в связи с отставкой Ричарда Перла и сохранил за ним место в совете в качестве рядового члена. Ущерба влиянию Ричарда Перла в администрации отставка не нанесла – он остается ближайшим советником главы Пентагона.

Источник: Коммерсант