14.05.2003

Восточная компания Carlsberg под угрозой



2003 год стал неудачным для иностранных пивоваренных компаний, сделавших ставку на развитие российского рынка. После нескольких лет уверенного роста продажи хмельного напитка в России стагнируют.

На прошлой неделе датская пивоваренная компания Carlsberg Breweries, пятая в списке мировых производителей пива, объявила об убытках. По итогам первого квартала этого года они составили 126 млн крон ($19 млн). Главной причиной неудач Carlsberg, считают аналитики, стала компания Baltic Beverages Holding (ВВН), крупнейший российский производитель пива, владелец таких брендов, как "Балтика", "Ярпиво", "Невское". Carlsberg владеет ВВН на паях с британской Scottish & Newcastle. Она обеспечивает до трети доходов своих владельцев.

По данным Госкомстата, в первом квартале 2003 года производство пива в стране снизилось на 4.9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. "Столь масштабное падение производства в отрасли наблюдается впервые за последние 7 лет", — сказал "Финансовым Известиям" пресс-секретарь пивоваренной компании "Балтика" Алексей Кедрин . По его оценке, "Балтике" удалось сохранить прежний уровень производства.

"Действительно, снижение производства не затронуло ВВН, 90% объемов продаж которого обеспечивает "Балтика", — говорит аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Наталья Загвоздина . — Более того, компании удалось сохранить свою долю — около трети — российского рынка". По мнению Натальи Загвоздиной, снижение доходности BBH объясняется валютным фактором. "За прошедший год курс евро по отношению к рублю вырос на 20%, что и вызвало снижение номинированных в европейской валюте доходов ВВН", — считают аналитики датской ИК Enskilda Securities. Тем временем цены на пиво не растут. "В условиях высокой конкуренции и перепроизводства производители практически лишены возможности повышать отпускные цены, — говорит исполнительный директор Российского союза пивоваров Вячеслав Мамонтов . — В результате производители вынуждены продавать свою продукцию по ценам, не учитывающим темпы инфляции. Положение усугубляет недальновидная налоговая политики правительства в отношении отрасли — с 1 января этого года произошло очередное повышение пивного акциза на 25%".

Рентабельность пивоваренного бизнеса в России снижается. И если такие гиганты, как ВВН и Sun Interbrew, еще находят резервы для снижения издержек, то средние и малые пивоваренные заводы часто лишены этой возможности. По словам Вячеслава Мамонтова, высокие акцизы и низкие цены на их продукцию стали причиной вымывания оборотных средств пивоваренных предприятий, не давая им развиваться. Ведь чтобы нормально работать, предприятию необходимо иметь трехмесячные запасы сырья. В итоге именно средние и малые пивоваренные компании формируют тенденцию к снижению пивного производства в России.

Нынешняя ситуация говорит о неизбежности дальнейшей волны слияний и поглощений в российском пивном бизнесе.

Источник: Рынок продуктов питания