20.05.2003

Китайцы решили поддержать "Дружбу". Но доля товаров из КНР в торговом центре сократится



На днях китайская госкомпания "Центр развития торговли и управления инвестициями в Европу" завершила тендер на план корректировки концепции принадлежащего ей торгового центра "Дружба" на Новослободской улице в Москве. Как стало известно "Ведомостям", операторы крупнейшего торгового проекта правительства КНР в Москве могут сократить число арендаторов, добавить к торговому центру еще один этаж и усилить присутствие в торговом центре товаров под международными брэндами.
"Торговый дом "Дружба" был приобретен китайским госпредприятием "Центр развития торговли и управления инвестициями в Европу" у девелоперской компании ST Group в конце 90-х гг. Его общая площадь составляет 16 000 кв. м, торговая - 11 250 кв. м. Сегодня площади в "Дружбе" арендуют около 50 компаний. Крупнейшими арендаторами являются "Перекресток" (870 кв. м) , McDonald's (170 кв. м) , магазин китайской одежды Ozzx (130 кв. м).

"Дружба" задумывалась как имиджевый проект. Предполагалось, что там будут торговать качественной продукцией крупных китайских предприятий, что повысит имидж китайских товаров в глазах россиян. Однако эту концепцию выдержать не удалось. Одно из крупных китайских информагентств недавно констатировало: "Мало кто из китайских предпринимателей проявил интерес к российскому рынку". Участие крупных китайских фирм в бизнесе "Дружбы" ограничилось лишь несколькими выставками китайской электроники, которые летом 2002 г. "Центр развития торговли" организовал совместно с компаниями "Хайсинь" и "Хайэр". Китайские товары занимают лишь небольшую часть в обороте "Дружбы". Основная масса китайского товара здесь - одежда среднего и низшего ценового сегмента. А большая часть "Дружбы" вообще организована по принципу крытого рынка - поделена на мелкие секции по 20 - 30 кв. м.

В марте "Центр развития торговли" объявил тендер среди российских консультантов по торговой недвижимости, от которых требовалось оценить успешность торговли в "Дружбе", ее потенциал, а также предложения по новой, более успешной концепции торгового дома.

По мнению экспертов, китайцы пытаются реанимировать проект, который обошелся правительству КНР в несколько десятков миллионов долларов (по данным участников рынка - около $40 млн). "Если возникло решение менять концепцию, совершенно очевидно, существующая не оправдывает ожидания владельцев", - говорит Андрей Станкин, замуправляющего компании City Property Management, управляющей комплексом "Атриум".

На прошлой неделе стало известно, что тендер выиграл "Магазин магазинов". Однако его директор Александр Тишков, подтвердив эту информацию, от комментариев вчера отказался. Не стали говорить об этом и в "Центре развития торговли". Между тем источник, знакомый с ситуацией в "Дружбе", сообщил "Ведомостям", что управляющая компания и "Магазин магазинов" уже начали исследования, а в середине июня Тишков должен будет предоставить план новой концепции. По его словам, скорее всего, будет полностью пересмотрен состав арендаторов. "Это должен быть центр со средними ценами, значит, дешевый китайский ширпотреб будет удален. Их количество сократится, и арендуемые площади станут больше", - говорит собеседник "Ведомостей". По его словам, китайцы окончательно отказались от идеи "национального торгового центра" - в "новой" "Дружбе" предпочтение будет отдано торговле интернациональными марками. По его словам, "Центр развития торговли" планирует достроить над "Дружбой" третий этаж, который будет отдан под развлечения и фуд-корт.

Правда, некоторые эксперты считают, что попытки "Центра развития торговли" тщетны. "У китайцев проблемы с организацией торговли за рубежом. Например, в самом Китае немало многоуровневых department store абсолютно нормального европейского уровня. А за рубежом не получается. Например, они недавно открыли в 15 км от Варшавы "Центр китайской торговли GD", но он пустует", - говорит директор компании MR&D Consulting Виктория Михайлова.

Источник: Ведомости