28.05.2003

UBS Warburg - провидец. Пока все играли на фондовом рынке, швейцарский банк зарабатывал на валюте



Во время бума на фондовом рынке многие банки потеряли интерес к валютным операциям: низкие прибыли, медленные темпы роста, ничего, что сделало бы игру на курсах валют привлекательным. Однако швейцарский UBS Warburg шел другим путем, развивая валютный трейдинг; масштабная перегруппировка валют в течение последних полутора лет показывает, что это была верная политика.
С начала февраля 2002 г. , когда началось падение доллара, его курс упал на 38,6% к евро, 13,5% к иене, 16,5% к фунту стерлингов, 25,5% к швейцарскому франку. Объемы торгов валютой существенно возросли (сегодня дневной объем превышает $1,2 трлн). Спекулянты зарабатывают на изменении курсов, транснациональные компании хеджируют валютные риски, инвестфонды с большим объемом долларовых инструментов в портфелях занимают позиции, позволяющие заработать на падении доллара. Одни из главных торговцев валютой сегодня - центральные банки (прежде всего азиатские) , сокращающие долларовую часть своих валютных резервов. Масштабные интервенции проводит Банк Японии, пытаясь не допустить укрепления иены.

За прошедший год объем торгов валютой у клиентов UBS Warburg вырос на 50% , позволив банку стать крупнейшим валютным трейдером в мире (см. график). "Это один из самых удачных периодов в истории банка, и все благодаря высокой волатильности, - говорит Мартин Уидманн, начальник валютного отдела UBS Warburg. - Огромный интерес клиентов, огромный спрос, огромные обороты".

UBS Warburg не единственный, кто сегодня делает большие деньги на валюте - $1,6 млрд прибыли в I квартале. Подразделение по торговле валютой Citigroup принесло в I квартале доход в $418 млн, или 20% от совокупных доходов по трейдинговым операциям. Для сравнения: подразделение по торговле акциями принесло лишь $111 млн. Банки не только выполняют заказы клиентов, но и торгуют валютой и за свой счет; хорошо на таких операциях заработали, в частности, Citigroup, J.P. Morgan Chase и Goldman Sachs. Как и всегда, когда вдруг оживляется какой-нибудь сектор финансового рынка, банки начинают активно бороться за место в нем. Merrill Lynch в прошедшие полтора года нанял более 70 специалистов по валютному рынку. "На валютные операции сегодня приходится гораздо большая часть доходов [банков], - говорит Генри Маквей, аналитик рынка ценных бумаг в Morgan Stanley. - Они пытаются зарабатывать в нижней фазе цикла, и валютный рынок - один из основных источников такого заработка".

В 1990-е гг. доходы от валютных операций существенно снизились, в частности, потому, что распространение систем электронных торгов привело к значительному сужению спрэдов между котировками продавца и покупателя; если 10 лет назад спрэд по транзакции в $1 млн был около 0,1% от суммы сделки, то сегодня - 0,02%. Вместе с тем активное внедрение электронной системы и перевод на нее клиентов помогли UBS Warburg и другим банкам снизить операционные расходы, повысив оборот. В этой ситуации "чем больше объем торгов, тем выше прибыль", говорит Фэбиан Шей, начальник отдела валютных услуг UBS Warburg. (WSJ, 27. 05. 2003, Михаил Оверченко)

Источник: Ведомости