28.05.2003

Wal-Mart душит конкурентов. Они не успевают снижать цены вслед за лидером



НЬЮ-ЙОРК - Если за последние два десятилетия американская сеть супермаркетов Wal-Mart произвела подлинную революцию в использовании системы скидок, то теперь она пытается изменить лицо всего продуктового рынка США.
Впервые в магазинах Wal-Mart продукты стали продавать в 1988 г. , а уже в 2002 г. эта компания стала самым крупным в США продавцом продуктовых товаров. Еду можно купить по крайней мере в 1258 супермаркетах Wal-Mart и в 49 небольших супермаркетах сети Neighborhood Markets, принадлежащей Wal-Mart. В прошлом году в Wal-Mart объемы продаж продуктовых товаров превысили $53 млрд.

Если Wal-Mart продолжит наступать теми же темпами, то, по данным маркетинговой компании Trade Dimensions, уже в текущем десятилетии три четверти точек общенациональных сетей Kroger и Albertsons и более половины магазинов Safeway будут находиться в радиусе 10 миль от какого-нибудь супермаркета Wal-Mart.

Снижая цены, Wal-Mart вынуждает своих конкурентов делать то же самое. Чтобы их цены могли конкурировать с ценами Wal-Mart, сети супермаркетов изо всех сил пытаются сократить расходы: они совершенствуют систему контроля за количеством товаров на складах, удваивают и даже утраивают размеры скидок и развивают систему накопительных дисконтных карт.

"Wal-Mart заставила нас внимательнее присмотреться к себе и внести необходимые коррективы", - говорит Дик Тилман, руководитель подразделения компании Kroger - компании Delta, которая работает в пяти южных штатах, где Wal-Mart построила 80 супермаркетов и четыре магазина сети Neighborhood Markets общей площадью около 4000 кв. м.

Конкурентная борьба между лидером американских супермаркетов - Wal-Mart и торговыми компаниями Kroger, Albertsons и Safeway, занимающими соответственно 2-е, 3-е и 4-е места, может привести к исчезновению по крайней мере одной из этих сетей. Хотя Albertsons и Wal-Mart напрямую почти не конкурируют, руководство Albertsons уже было вынуждено закрыть несколько магазинов.

Что касается более мелких рынков, на которых действуют частные магазины и региональные сети, то здесь влияние битвы гигантов ощущается особенно сильно. За последние 10 лет 29 сетей обанкротились, при этом в 25 случаях именно из-за деятельности Wal-Mart. Об этом сообщил Барт Фликингер III, управляющий партнер в маркетинговой компании Resource Group.

Сегодняшних успехов Wal-Mart смогла достигнуть благодаря консолидации продуктового рынка, которая началась в конце 1980-х. Из-за снижения конкуренции с 1991 по 2001 г. розничные цены в супермаркетах по всей стране росли в два раза быстрее, чем цены производителей. Поэтому Wal-Mart может спокойно снижать цены на 10 - 15% и по-прежнему получать прибыль.

При этом Wal-Mart активно сокращает расходы. Всех поставщиков просят поставлять свежих цыплят в одинаковых поддонах. Вместо человека пончики печет машина. Продукты складывают в пластиковые коробки многоразового использования - тоже для снижения издержек.

По данным исследований, продукты в Wal-Mart стоят на 8 - 27% дешевле, чем в Kroger, Albertsons или Safeway, при том что конкуренты тоже используют системы скидок и накопительных дисконтных карт.

Первой из торговых сетей на растущую угрозу отреагировала компания Kroger, в прошлом году снизив цены во всех магазинах на территории США. В Kroger обещают, что к концу текущего финансового года, который в этой компании заканчивается 31 января 2004 г. , сократят расходы на $500 млн. В компании уже уволили около 1500 сотрудников.

Впрочем, и в Wal-Mart есть над чем поработать. В среднем за неделю в каждый супермаркет Wal-Mart приходит около 100 000 человек. Полки быстро пачкаются, товар свален в беспорядке, а тележки, на которых громоздится новый товар, перегораживают проходы. Поэтому конкуренты Wal-Mart рассчитывают набрать дополнительные очки благодаря в том числе и опрятности своих магазинов. (WSJ, 27. 05. 2003, Мария Гречанинова)

Источник: Ведомости