ВОЗ поперек дорогиТИМУР БОРДЮГ Не успели турбизнесмены вздохнуть с облегчением после окончания войны в Ираке, как на туристическую индустрию обрушился новый удар. В конце апреля свое победное шествие по странам и континентам начала атипичная пневмония. Правда, специалисты сходятся в том, что пока ее влияние на предпочтения отечественных туристов минимально. В наступающем летнем сезоне россияне будут загорать на давно насиженных курортах Турции, Египта и Испании. День победы Вопреки ожиданиям, боевые действия в Ираке почти не повлияли на российский туристический рынок. Вторая война в Заливе началась и закончилась как нельзя вовремя. Когда Багдад наконец сдался на милость победителей, до начала майских праздников оставалось еще полторы недели вполне достаточно, чтобы оттаявшие после зимней спячки российские туристы выбрали себе подходящий пляж и сходили в турагентство за путевкой. Горящие путевки, появившиеся было в первые недели войны, к этому времени уже полностью исчезли. Туры продавались по нормальным праздничным ценам. Другими словами, втридорога. Особенно это было заметно на европейских туристических направлениях Испании, Италии, Хорватии. Туда устремились все напуганные туристы, а их было большинство как среди россиян, так и среди западноевропейцев. И все же война оказала некоторое влияние на международный турбизнес. Сегодня очевидно, что, хотя боевые действия в Ираке давно закончились, европейцы не спешат вернуться на ближневосточные курорты в Турцию и Египет. Крупнейшие туркомпании, в первую очередь лидер мирового туррынка концерн TUI AG, сделавшие перед войной ставку на европейские курорты, похоже, не собираются менять свои планы. По наблюдениям российских туроператоров, TUI, а также другие крупные игроки немецкого туррынка отказались от значительной части своих мест на турецких и египетских курортах. Вместо них они выкупили большое количество гостиниц в Хорватии и Болгарии. Похоже, что именно эти страны летом возглавят список приоритетов немецких туристов. Для россиян такая ситуация может обернуться в первую очередь повышенным интересом к ним со стороны владельцев турецких и египетских гостиниц. Но, поскольку очевидно, что на европейских курортах для всех наших соотечественников места может не хватить, российские туроператоры уделят повышенное внимание новым направлениям, в первую очередь Тунису. Получается, что последствия войны в Ираке гораздо сильнее повлияют на туристический рынок, чем начавшаяся эпидемия атипичной пневмонии. Специалисты уверены, что в ближайшее время она вряд ли скажется на числе желающих позагорать за границей. "Я сомневаюсь, что пневмония способна вызвать существенное снижение турпотока, говорит медиадиректор холдинга 'Туральянс' Богдан Курилко. Конечно, когда таможенники в аэропорту и стюардессы в самолете ходят в масках, это угнетает. И определенный процент отдыхающих, несомненно, откажется от поездок за границу в пользу отдыха в России. 2% испугавшихся от общего числа выезжающих за рубеж вот самый пессимистичный прогноз". Другое дело зимний сезон 2003/04 года. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) неоднократно заявляли, что болезнь не будет побеждена полностью не то что в ближайшие месяцы в ближайшие годы. Прогнозы ВОЗ рисуют печальное будущее для Таиланда и Индонезии туристических центров Юго-Восточной Азии, куда до сих пор отправляется значительная часть зимних отдыхающих. "Если ситуация не изменится, к осени российский туррынок начнет ощущать на себе влияние атипичной пневмонии", считает Богдан Курилко. Восточный синдром Список так называемых безвизовых пляжных направлений (визы в эти страны можно получить по прилете туда, в аэропорту) этим летом увеличится вдвое. К уже давно освоенным российскими туристами Турции и Кипру прибавятся Египет и Тунис. Еще четыре года назад египетские курорты Хургада и Шарм-эш-Шейх были преимущественно зимними туристическими направлениями. Считалось, что летом в Египте делать нечего, слишком уж там жарко днем столбик термометра поднимается до 40-50°C. Египетские туристические власти решили привлечь и летних туристов и запустили рекламную кампанию под лозунгом "Египет круглый год". Поначалу казалось, что она почти не приносит результатов. Однако уже к летнему сезону 2002 года количество чартерных рейсов в Египет стало постепенно увеличиваться. "Египет продолжает удивлять всех уже третий сезон подряд, говорит генеральный представитель компании 'Тэз тур' в России Александр Синигибский. С каждым летом количество российских отдыхающих в этой стране только увеличивается. Сейчас я могу с уверенностью утверждать, что Хургада и Шарм-эш-Шейх окончательно стали для россиян полноправным летним туристическим направлением наряду с турецкими и испанскими курортами. Три года назад летом в эту страну летало всего три чартера. Теперь же только наша компания заказала четыре рейса". Интересно, что отношение общественного мнения к пресловутой египетской жаре тоже изменилось. Теперь любой, кто отправляется на отдых в Хургаду, скажет вам, что в сухом климате Красного моря жара переносится значительно легче, чем, скажем, в Турции. Однако место хита этого сезона эксперты туррынка отводят Тунису. По их мнению, нынешним летом тунисское направление будет переживать второе рождение. Туры в эту страну были популярны в 1997-1998 годах, но после кризиса Тунис не смог конкурировать с более дешевыми Турцией и Египтом. Прошлым летом ряд крупных турфирм попытался реабилитировать курорты Сус и Хамаммет в глазах отечественного туриста. Правда, это не очень получилось. Как ни странно, отношение россиян к отдыху в этой мусульманской стране резко изменилось во время боевых действий в Ираке. Немногочисленные чартерные рейсы в Тунис заполнялись на удивление хорошо. На тунисские курорты тут же обратили внимание крупные турфирмы. Многие из них заявили о своем намерении организовать чартеры в аэропорт города Монастир. Среди компаний, которые намерены дебютировать на этом направлении, "Пегас туристик", входящий в десятку лидеров рынка. Не исключено, что пристальный интерес туроператоров к Тунису им же и повредит. В условиях, когда каждый старается заработать, желающих отправиться в Тунис может на всех не хватить. Игроки рынка признают, что заказали явно избыточное количество чартеров, но снимать лишние рейсы не торопятся, предпочитая демпинговать в надежде утопить конкурентов. Опыт предыдущих лет показывает, что именно в такой ситуации потребитель больше всего выигрывает. Снижения цен можно ожидать и на кипрском направлении. "На Кипре, где большинство отдыхающих традиционно составляют англичане и немцы, складывается примерно такая же ситуация, как в Турции и Египте, рассказывает генеральный директор турфирмы 'Библиоглобус' Александр Туголуков. Турпоток из Англии и Германии заметно упал, и количество свободных мест в отелях увеличилось. В этой ситуации кипрские хотельеры рассчитывают заполнить свои гостиницы за счет русских туристов. Уже в мае они начали выбрасывать на рынок очень заманчивые спецпредложения. К примеру, в стоимость номера вместо обычного для Кипра завтрака включался полупансион завтрак и ужин. Не исключено, что летом такая ситуация сохранится". Рассчитывать же на снижение цен на турецкий отдых, похоже, не стоит. Туроператоры отмечают, что уже к началу июня Турция почти полностью оправилась от падения спроса, вызванного войной в Ираке. Рост интереса к турецким курортам наблюдается не только у россиян. "С середины июня наши турецкие партнеры отмечают заметный рост числа бронирований со стороны немецких туроператоров", говорит Александр Синигибский из "Тэз тур". Понятно, что, если так будет продолжаться и дальше, рассчитывать на изобилие горящих путевок не приходится. Окно в Европу Попасть на европейские курорты удастся только предусмотрительным россиянам. Предвидя дефицит мест в Европе, эти люди уже сегодня запасаются путевками. По словам председателя совета директоров сети турагентств "Магазин горящих путевок" Андрея Озолиня, путевки на некоторые европейские курорты вполне могут быть полностью распроданы уже к середине лета. К примеру, уже сегодня поступает немало заказов на туры в Хорватию и Болгарию в августе и сентябре. Хорваты, предчувствуя удачный сезон, решили сыграть на повышение. "Гостиницы страны до предела взвинтили цены, ожидая наплыва немецких туристов. Путевки подорожали на 10-30%, рассказывает коммерческий директор компании 'Пакс' Сергей Приголовкин. Российские турфирмы в ожидании удачного сезона резко увеличивают количество чартерных рейсов, совершенно не учитывая, что отельная база в Хорватии не резиновая. Этим летом масса российских туристов попадет совсем не в те отели, на которые они рассчитывали. К середине июля все хорошие гостиницы будут полностью распроданы. Для тех, кто купит тур в Хорватию после 15-го числа, вероятность быть поселенным в однозвездный сарай составляет 90%". Болгария вторая страна, на которую положили глаз европейские туроператоры. Как и путевки в Хорватию, туры на Золотые пески, в Албену и на Солнечный берег продаются за три месяца вперед. Однако ажиотажа не наблюдается. "Спрос хороший, однако отдых в Болгарии этим летом будет не дороже, чем в прошлом, отмечает глава турфирмы 'Солвекс' Ирина Петрова. Когда осенью 2001 года Болгария ввела визы для россиян, поток туристов резко сократился процентов на тридцать. Теперь, я думаю, он вернется на 'довизовый' уровень. Свою роль играет и то, что эта страна постепенно избавляется от имиджа советского курорта с плохой отельной базой в последние годы число реконструированных отелей растет как на Золотых песках, так и в Албене и на Солнечном берегу". Уехать этим летом в другие европейские страны, традиционно пользующиеся спросом у отечественного туриста к примеру, в Испанию, будет гораздо проще. "Такого бума, как на хорватском и болгарском направлениях, мы не наблюдаем, заявляет президент компании 'Натали турс' Владимир Воробьев. В Испанию люди едут так же, как и в прошлом году. Количество туристов увеличилось, но ненамного рост составил 5-10%". Возможно, потому, что продолжающийся рост курса евро по отношению к доллару заставил путевки подорожать на 15-20%.
**hb завтрак и ужин. ***bb только завтрак. ****Приводятся цены на отели категорий "две", "три" и "четыре звезды". Источник: сеть турагентств "Магазин горящих путевок" Источник: Коммерсант |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||