АвтоВАЗ подрезали иномаркиВ субботу состоялось общее годовое собрание акционеров Волжского автозавода. Выступивший перед акционерами председатель совета директоров ОАО АвтоВАЗ Владимир Каданников признал, что завод не смог серьезно увеличить капитализацию и обеспечить двукратный рост стоимости акций, обещанный в прошлом году. На выплату дивидендов направлено меньше денег, чем год назад. Такие финансовые результаты на заводе объясняют "объективными причинами" недальновидной политикой правительства и засильем подержанных иномарок, из-за которых упали продажи "Жигулей". С середины прошлого года Волжский автозавод преследуют неприятности: из-за острейшего кризиса сбыта АвтоВАЗ был вынужден на несколько недель остановить конвейер. Падение продаж господин Каданников объяснил массовым ввозом подержанных иномарок в ожидании повышения на них таможенных пошлин. В итоге, несмотря на рост выручки на 0,5%, чистая прибыль по итогам года снизилась в три раза (до 700,4 млн руб.), рентабельность упала с 16,3 до 10,7%, кредиторская задолженность выросла с 3,9 до 7,8 млрд руб. На дивиденды предложено направить 219,8 млн руб. (17 руб. на привилегированную акцию, 5 руб. на обыкновенную). Правда, вплоть до начала собрания было непонятно, когда акционеры смогут получить эти деньги. В начале апреля Самарский арбитражный суд запретил совету директоров и общему собранию принимать какие-либо решения по выплате дивидендов. Напомним, зимой житель Херсона Виктор Цобенко и шведская инвесткомпания HQ Fonder Sverige AB оспорили прошлогоднее решение собрания акционеров АвтоВАЗа, отменившее положение устава, по которому на выплату дивидендов по привилегированным акциям гарантированно направлялось 10% чистой прибыли. Снять санкции до собрания АвтоВАЗ не смог, но в своем отчетном докладе Владимир Каданников сообщил, что рано утром 31 мая автозавод "получил исполнительный лист другого суда, обязывающий принять решение о выплате дивидендов за 2002 год". Господин Каданников отказался сказать, что это за суд и в рамках какого дела он принял такое решение. В итоге решение по дивидендам было принято. Отвечая на вопросы акционеров, господин Каданников был вынужден оправдываться за свои прошлогодние прогнозы о том, что капитализация АвтоВАЗа вырастет до $3 млрд, а цена одной акции до $41 (сейчас она стоит $23). Но в начале этого года, по его словам, ситуация изменилась в лучшую сторону: за первый квартал цена обыкновенных акций выросла на 4,7%, привилегированных на 5,22%. Износ оборудования на АвтоВАЗе по-прежнему превышает 80%, но в этом году завод планирует потратить на развитие производства $230 млн, для чего рассчитывает занять на внутреннем и внешнем рынке до $200 млн. Чтобы стать привлекательным для инвестора, АвтоВАЗ, по словам господина Каданникова, "должен превратиться из монопредприятия постсоциалистического типа в рыночно ориентированную компанию холдингового типа". С осени автозавод собирается ежеквартально публиковать отчетность по международным стандартам. Отметим, что, несмотря на стремление АвтоВАЗа стать понятным для инвестора, существенную часть его финансовых операций трудно назвать прозрачной. Так, 91% общей выручки автозавода в прошлом году составляли расчеты не денежными средствами, а в основном векселями аффилированной с АвтоВАЗом Автомобильной финансовой корпорации, различных банков и финкомпаний. Аудитор PricewaterhouseCoopers указывает в своем отчете на то, что не получил "достаточных подтверждений полного отражения в бухгалтерской отчетности обеспечений, выданных в форме векселей, и векселей, индоссированных обществом". Тем не менее вице-президент АвтоВАЗа по стратегическому планированию Михаил Москалев считает вексельную схему "самым эффективным инструментом, защищающим интересы акционеров". Отметим, что журналисты так и не смогли добиться ответа на вопрос, на что конкретно потрачены 4,9 млрд руб., размещенных заводом, по данным ревизионной комиссии, "в дочерних и прочих организациях". Самым мелким совладельцам АвтоВАЗа стратегия его менеджмента тоже показалась неубедительной. По всем вопросам повестки дня не голосовали несколько тысяч акционеров, обладающих в общей сложности от 2,8% до 3,3% акций. Это существенный показатель для АвтоВАЗа с учетом того, что из 89% голосов, зарегистрированных на собрании, 85% через различные структуры контролируется руководством автогиганта. На выпуск Opel Astra требуется $20 млн После собрания акционеров председатель совета директоров АвтоВАЗа ВЛАДИМИР КАДАННИКОВ ответил на вопросы корреспондента Ъ ЕКАТЕРИНЫ Ъ-САФАРОВОЙ. – Насколько приемлемо для публичной компании, которой стремится стать АвтоВАЗ, преобладание в структуре взаиморасчетов вексельных схем? – Мы объявили политику на сокращение вексельной программы. Постепенно мы переходим на другие формы расчетов с меньшими потерями на дисконте. – Правда ли, что компания СОК, владеющая рядом автомобилестроительных активов в России, контролирует до половины поставщиков компонентов на АвтоВАЗ? – Она действительно контролирует некоторых поставщиков комплектующих, но среди нет ни одного недублированного производителя, кроме завода "Сызраньпластик". Доля подконтрольных СОК поставщиков – около 10%. – Кто контролирует СОК? – Я не знаю. Мне незачем этим интересоваться. – На какой стадии находятся переговоры с General Motors по организации сборки Opel Astra? – Недавно на совете директоров СП "GM-АвтоВАЗ" было принято решение начать в 2004 году на площадях СП сборку автомобиля Opel Astra T3000. – Каков объем инвестиций, требующихся на организацию сборки, и за счет каких средств будут проводиться подготовительные работы? – За счет уже имеющихся средств СП "GM-АвтоВАЗ", выпускающего "Chevrolet-Нива". Чтобы поставить на конвейер Opel Astra, потребуется примерно $20 млн. Два года назад при организации СП эти расходы не планировались. Мы сумели сэкономить на работах по организации сборки "Chevy-Нивы", в частности, на строительстве. А сейчас обратились с просьбой к одному из участников СП – ЕБРР – перевести часть средств СП из оборотного капитала в основной. Источник: Коммерсант |