03.06.2003

Кофейный кризис. Козлом отпущения назначен Вьетнам



Кофе стало невыгодно производить. Цены на кофейные зерна на мировых рынках за последние 2,5 года упали до исторического минимума, что подрывает основы благополучия производителей, среди которых преимущественно беднейшие страны планеты. Виновником в сложившейся ситуации считают Вьетнам, наводнивший рынок дешевым и низкокачественным кофе.

Накануне саммита стран "большой восьмерки" Международная ассоциация кофе (ICO) направила лидерам развитых стран мира обращение с просьбой поддержать меры по преодолению кризиса в кофейной отрасли, вызванного перепроизводством зеленого кофе и беспрецедентно низкими ценами на него.

Еще два-три года назад производители кофе, пытаясь регулировать цены на рынке, делали ставку на экспортные ограничения и правительственные закупки излишков кофе у фермеров. Подобная стратегия не принесла хороших результатов. Не все страны — производители кофе могли позволить себе тратить значительные средства на выкуп излишков на внутреннем рынке. Часть из них не захотели добровольно снижать свою долю в мировом кофейном экспорте и воспользовались ситуацией для увеличения своей доли.

На сей раз, чтобы преодолеть кризис перепроизводства и стимулировать рост цен в отрасли, ICO предлагает комплекс мер. В первую очередь организация намерена стимулировать рост спроса на кофе в мировом масштабе. Кроме этого ICO предлагает прекратить финансировать через Всемирный банк (ВБ) развитие кофейного производства в бедных странах и плодить таким образом новых игроков рынка.

По одной из версий, виновником ценового обвала в этом сегменте товарного рынка является Вьетнам. В середине 90-х годов, когда из-за заморозков резко снизилась урожайность бразильских кофейных плантаций, наблюдался всплеск цен на кофе. Именно в этот момент ВБ профинансировал развитие производства зеленого кофе в развивающихся странах.

На деньги ВБ только во Вьетнаме было высажено более 500 тыс. гектаров кофейных плантаций, преимущественно дешевого и низкокачественного сорта робуста. К концу 90-х годов Вьетнам стал вторым в мире производителем и экспортером зеленого кофе. Считается, что энергичное вхождение Вьетнама на рынок кофе в целом имело негативный эффект. Якобы именно массированные экспортные поставки низкокачественного вьетнамского кофе сильно повлияли на порог качества и мировые цены.

Однако, по мнению гендиректора ассоциации "Росчайкофе" Рамаза Чантурия, Вьетнам стал не единственным виновником сложившейся неблагоприятной ценовой ситуации в кофейной отрасли. Действительно, за последние семь лет только Бразилия, на которую приходится 40% кофейного рынка, увеличила производство кофе более чем в два раза. От нее не отстают и другие, более мелкие производители. В результате сейчас Вьетнам лишь на третьем месте среди мировых экспортеров кофейных зерен.

"Нынешние цены стали закономерным итогом того, как развивался мировой рынок кофе последние 30 лет, — говорит Чантурия. — В мире стал активно продаваться растворимый кофе, в производстве которого, как правило, используются более дешевые сорта зеленого кофе. А основной спрос на зеленый кофе практически монополизировали три транснациональные корпорации — Nestle, Craftfood и Sarah Lee, что обусловило низкую гибкость рынка. Кроме того, темпы потребления в последние годы сильно отставали от темпов производства зеленого кофе, результатом чего и стали сегодняшние низкие цены на продукт".

Источник: Известия