04.06.2003

Danone нашел Механика… Для "Большевика"



Как стало известно ГАЗЕТЕ, Яков Иоффе, генеральный директор кондитерской фабрики "Большевик", ушел со своего поста. Вчера на его должность был назначен Алексей Механик, который с 2001 года являлся генеральным директором компании "Пепси Боттлинг Групп" (Москва и Центральная Россия). По мнению экспертов, причиной этой перестановки могло стать недовольство Danone результатами работы фабрики.

Новый гендиректор фабрики Алексей Механик получил степень бакалавра в коммерческом бизнес-колледже в Торонто (Канада). До этого он закончил Санкт-Петербургскую государственную инженерную академию. В течение семи лет Механик работал инженером в Балтийском морском пароходстве, а затем, с 1993 года, занимал различные должности в отделах продаж и маркетинга Pepsi в России.

Любопытен тот факт, что, отработав в Pepsi пять лет, Алексей Механик ушел из компании и занял должность директора по маркетингу и продажам по России в Baltic Beverages Holdings. Поработав там два года, в 2001 году он вернулся в Pepsi, причем уже на должность директора по продажам PepsiCo в Москве и Центральной России. При этом, по наблюдениям рекрутеров, крупные западные корпорации крайне редко снова берут к себе на работу, и тем более на ключевые посты, сотрудников, ранее уже увольнявшихся из компании.

Противоречивый Danone
Причины ухода Якова Иоффе не называются. На самой фабрике ГАЗЕТЕ не удалось получить единого мнения даже по поводу самого факта смены первого лица. Разные департаменты "Большевика" предоставили на этот счет противоречивые комментарии. Так, в отделе кадров отказались от любых заявлений по поводу отставки Иоффе, предложив не торопиться с выводами. Тем не менее в отделе маркетинга информацию о смене гендиректора все-таки подтвердили, однако отказались назвать имя преемника Якова Иоффе и причины его ухода. Представители отдела только добавили, что эта кадровая перестановка вызвана "реорганизацией бизнеса", поисками нового гендиректора занимались западные рекрутеры, а сам Иоффе останется работать на фабрике, но на другой должности. Вчера новый директор должен был быть представлен сотрудникам предприятия.

Опрошенные ГАЗЕТОЙ эксперты выдвинули несколько версий по поводу причин ухода Иоффе. Есть мнение, что он оставил пост гендиректора компании вследствие постепенного сокращения ее доли на российском рынке. «Большевик» сейчас лидирует в сегменте упакованного печенья. По словам аналитика UFG Алексея Кривошапко, фабрика занимает 30% российского рынка. Ее ближайший "преследователь" - «Пекарь» из Санкт-Петербурга (9%). Далее идет объединение «Сладко», которое хотя и занимает небольшую долю рынка, примерно 5%, но при этом уже начинает наступать на пятки лидерам: так, по результатам первых четырех месяцев этого года объединение продало 27,5 тыс. тонн продукции, что на 14,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Достаточно амбициозная структура «Объединенные кондитеры», недавно вышедшая на этот рынок, занимает пока около 3%.

Не исключено также, что Иоффе действительно ушел со своего поста по причине «реорганизации бизнеса», под которой подразумеваются планы Danone приобрести крупный пакет акций российского продовольственного холдинга "Вимм-Билль-Данн". По словам аналитика Brunswick UBS Владимира Савова, слухи об этих намерениях французов ходят уже больше года. На данный момент французский концерн владеет в WBD 6,7%. А в связи с ожиданием скорой новой сделки только за последнюю неделю акции WBD на NYSE подорожали почти на 9%.

Недовольство акционеров
Как полагают эксперты, Danone вообще свойственно время от времени заменять менеджеров на ключевых постах. При этом концерн предпочитает нанимать топов из западных компаний. Объясняется это прежде всего некой консервативностью корпоративной культуры Danone.

По мнению аналитика ИК «Проспект» Марата Ибрагимова, возможно, акционеры фабрики остались недовольны результатами бизнеса. «Большевик» занимается в основном производством печенья и существенному приросту прибылей общего бизнеса Danone попросту не способствует. Как полагает Ибрагимов, очевидно, что и перестановка первого лица, и реорганизация бизнеса вызваны либо замедлением роста, либо вообще его прекращением. Скорее всего, преодолеть эту ситуацию и призван новый менеджер.

А как считает Игорь Шехтерман, партнер рекрутинговой компании «Росэксперт», у «Большевика» и его акционеров могли кардинально поменяться задачи бизнеса, поэтому им и понадобился новый человек. Возможно и то, что какие-то планы компании просто не удалось реализовать. При этом, по словам Шехтермана, начиная с 1996 года фабрика была действительно реанимирована, многие бренды снова стали узнаваемы, а без действительно сильного управленца реализовать все это было бы крайне тяжело, значит, в этом есть заслуга и бывшего гендиректора.

Размер заработной платы нового главы «Большевика» также не разглашается. По мнению Шехтермана, сумма годового вознаграждения для менеджера такого уровня может составлять от 200 до 300 тысяч долларов.

СПРАВКА

Первый студент INSEAD
Яков Иоффе был назначен гендиректором кондитерской фабрики "Большевик" в 1996 году. За два года до этого контрольный пакет акций фабрики выкупил концерн Danone, который сразу же после сделки сменил весь топ-менеджмент предприятия. Иоффе окончил физико-технологический факультет Политехнического института (Санкт-Петербург) и эмигрировал во Францию, где прожил 22 года. Там он окончил известную бизнес-школу INSEAD и получил диплом магистра делового администрирования. Кстати, в 1978 году он стал первым и единственным русским студентом в этой школе. Теперь Иоффе назначен генеральным директором по стратегическому развитию Danone в России и на новой должности будет подчиняться Жаку Винсенту, вице-президенту группы Danone и функционально генеральному секретарю этой компании.

История «Большевика»
Фабрика, носящая сегодня название "Большевик" была основана в 1855 году. 80% ее акций принадлежит французской группе Danone, 10% - ЕБРР, оставшаяся часть находится в руках частных акционеров. Основные бренды - "Юбилейное", "Причуда" и "Принц". В прошлом году фабрика произвела 35 тыс. тонн мучных кондитерских изделий (на сумму 65 млн. долларов), в этом году планировалось увеличить производство до 40 тыс. тонн (80 млн. долларов). Весь российский бизнес Danone дает чуть более 1% в годовом обороте компании, составляющем около 16 млрд. долларов.

Источник: Газета