05.06.2003

Кто умерит разгул рекламы?



Часть интервью, опубликованного в "АиФ", с министром по антимонопольной политике (МАП) РФ Ильей Южановым.

— К ВОПРОСУ о двигателе торговли — рекламе. Как пишут наши читатели, она их «просто задолбала». Скажите, а для вас реклама, особенно алкоголя, — тоже головная боль?

— Да. Все, что крепче сухих вин, по закону можно рекламировать только на самом заводе, либо в магазине, либо в ресторане. Тем не менее такая реклама существует повсеместно: на улицах, в журналах и других средствах массовой информации, порой даже на телевидении. Причем рекламируются известные марки, бренды. Есть такая точка зрения: производители, мол, приучают к качественным напиткам. Хотя понятно, что 90% людей не в состоянии купить рекламируемый дорогой коньяк. У меня есть такой коньяк, подаренный на день рождения, он стоит для каких-то случаев. Но в трезвом уме и доброй памяти, наверное, средний человек не сделает такую дорогую покупку. Тем не менее реклама идет. Здесь есть два выхода: либо ужесточить санкции за нарушение, так как нынешние штрафы смехотворны, и установить их в размере до 10% от оборота компании, как это принято на Западе, либо изменить законодательство, сделав его более либеральным.

К тому же есть вопросы и по содержанию рекламы, например пива. В одной из них юноша крюком цепляется за борт едущей машины, сам на роликах… Мы, конечно, сразу возбуждаем дело и запрещаем ее, потому что эта реклама опасна для людей.

Часто рекламораспространители нарушают установленные законом нормативы по частоте, продолжительности, громкости рекламы. Меня как телезрителя, например, также раздражает, когда на самом интересном месте фильм прерывается рекламой. Но это отнюдь не значит, что рекламу на телевидении следует запретить или сильно ограничить. Ибо тогда встает вопрос: сможет ли телевидение технически развиваться и сможет ли оно закупать хорошие фильмы или права на спортивные трансляции? Может быть, этот период надо пережить. А потом мы придем к тому, что существует в развитых странах. Да, реклама там есть, но она не в таких больших объемах, как у нас, и сгруппирована по блокам.

Кстати

  • Россия входит в пятерку стран, жители которых чаще всего смотрят рекламу. Среднестатистический россиянин ежедневно просматривает 74 рекламных ролика (в Швеции, например, 21 ролик).

  • Всего в 2002 году антимонопольные органы рассмотрели 11 500 фактов несоответствия законодательству Российской Федерации о рекламе. Больше всего нарушений в пропаганде алкогольных напитков, табака и табачных изделий, лекарственных средств, финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Объем штрафов составил 6,5 млн. руб.

  • Согласно исследованию, количество россиян, негативно воспринимающих рекламу на телевидении, составляет 65%, на радио — 49%, в прессе — 27%.


Источник: АИФ