06.06.2003

Дело полиции бессмертно. Ее права "трясти" бизнесменов хочет получить милиция.



Налоговая полиция скоро исчезнет, но дело ее, похоже, бессмертно. Через три недели обширные права упраздненной службы могут достаться милиционерам - они превратятся в агентов валютного контроля, смогут самостоятельно проводить налоговые проверки и на месяц замораживать операции по счетам налогоплательщиков. Все эти нововведения содержатся в поправках ко второму чтению президентского законопроекта, которое состоится сегодня.
11 марта 2003 г. президент Владимир Путин издал указ об упразднении ФСНП с 1 июля 2003 г. В этот же день президент внес в Госдуму законопроект "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации", передающий функции полицейских Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) Министерства внутренних дел. 25 апреля депутаты приняли его в первом чтении. Второе чтение документа должно состояться сегодня.

Изначально президентский законопроект давал сотрудникам МВД лишь одно новое право - участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. Но председатель комитета Государственной думы по безопасности генерал-майор милиции и один из лидеров "Единства" Александр Гуров решил расширить права своих бывших коллег. Ко второму чтению он внес поправки, которые наделяют ФСЭНП полномочиями "агентов валютного контроля", дают ей право проводить проверки граждан и организаций "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки налогового преступления", составлять акты таких проверок и приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам на срок до одного месяца "в случаях непредоставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов".

"Милиция получает фантастические права, которых [у нее] не было в российской истории", - возмущается председатель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Андрей Макаров. Он убежден, что у милиционеров и так достаточно полномочий. По действующему закону "О милиции" они могут, например, беспрепятственно входить в помещения компаний, изымать документы, опечатывать кассы и места хранения документов и многое другое. Все эти процедуры хоть как-то регламентируются вышеперечисленными законами, а по каким правилам милиционеры будут проводить налоговые проверки, никто не знает, говорит Макаров. "Акт проверки налоговой инспекции можно обжаловать по Налоговому кодексу. А как обжаловать акт проверки милиции? Его ведь наверняка пришьют потом к делу в качестве доказательства", - говорит Макаров.

Право приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в случае непредоставления налоговых деклараций адвокат называет "беспределом". "Никто не обязан присылать декларации в милицию", - говорит адвокат. Партнер компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Сергей Пепеляев добавляет к этому, что по законопроекту помимо деклараций милиционеры могут потребовать от налогоплательщика первичную документацию - например, договоры, счета-фактуры и пр. (эта процедура тоже нигде не описана). "Скорее всего, возникнет дублирование функций, - говорит Пепеляев. - Сначала с проверкой будет приходить инспекция, которая ничего не обнаружит, а потом еще и милиция. Этого быть не должно".

В органах внутренних дел думают иначе. Как пояснил "Ведомостям" высокопоставленный источник в МВД, все права, которыми предполагается наделить милиционеров, есть сейчас у налоговых полицейских. "Никаких сенсационных полномочий не требуем", - говорит источник. Но Макаров убежден, что, когда президент ликвидировал ФСНП, но не передал в своем законопроекте все ее права милиционерам, он "что-то имел в виду". Но что именно имел в виду президент, не внося в законопроект о ФСЭНП все права полицейских, у кремлевских чиновников вчера выяснить не удалось.

Правда, некоторые налогоплательщики все-таки предпочитают иметь дело с милицией. Топ-менеджер крупной промышленной компании считает, что, выбивая из предприятий долги, милиционеры постараются хотя бы не доводить их до банкротства - чтобы не портить статистику преступлений. "Практика показывает, что в этом случае криминогенная ситуация в регионе резко ухудшается [из-за люмпенизации населения]", - говорит бизнесмен.

Источник: Ведомости